В гостях у программы «Утро в Петербурге» Александр Конев, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Николай Растворцев, ведущий: Сегодня в центре нашего внимания мастера старонидерландской гравюры. Именно им посвящена новая выставка в Галерее графики Государственного Эрмитажа.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Данная экспозиция — третья в новом пространстве, которое должно познакомить зрителя с богатейшим собранием западноевропейского искусства, гравюр и рисунков с XV по XX век. Предыдущая выставка была посвящена раннему нидерландскому рисунку. В этот раз вы обратились опять к Нидерландской школе, но рассматриваете другую грань коллекции.
Александр Конев, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Поскольку наши показы мы решили организовывать в качестве тематических выставок, в их числе нами задуман большой проект — цикл выставок, посвященный рассказу об истории графики по векам и странам. Первая выставка этого цикла была предыдущая. Каждая выставка самостоятельна своими яркими вещами, своей канвой. Они будут отличаться от характера собрания, материала, подходов куратора, но в целом, по замыслу, они должны сложиться как пазл, в единую большую картину истории всей Западноевропейской графики. В мировой практике такого прецедента, масштабного цикла не было. Рассчитано на несколько лет, и нам самим интересно, что получится.
Николай Растворцев, ведущий: Можно ли начать с третьей выставки, пропустив первые две?
Александр Конев, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Выставки полностью самостоятельны.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: В данном случае вы представляете старый нидерландский эстамп. В чем его художественная и техническая особенность?
Александр Конев, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Сложно сказать, потому как берем период от нулевых годов до середины семидесятых годов XVI века. В это время гравюра очень разнообразна и меняется не раз. Мы начинаем с работ Лукаса ван Лейдена. Он был одним из главных виртуозов и XVI века, и всей истории гравюры. Он сам сочинял и гравировал свои композиции, был мастером штриха с удивительным чувством тона, который добивался удивительного богатства серых тонов.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Лукаса ван Лейдена называли нидерландским Дюрером.
Александр Конев, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Да, ведь они были главными виртуозами XVI века: Альбрехт Дюрер и Лукас ван Лейден. Дюрер писал свои работы раньше, поэтому слава, которая пришла к Лукасу отталкивалась от Дюрера. Он очень важная фигура нидерландской эры, потому как с его работ нидерландская гравюра становится известной по всей Европе. Его собирают, копируют, изучают. Потом гравюра меняется, потому как в Нидерландах с середины XVI века укореняется другая практика. Лукас ван Лейден и его современники сами сочиняли и гравировали, то в середине XVI века идет разделение работы. Художники сочиняют композиции, рассчитанные для гравирования, но гравируют их профессиональные граверы. Художники учитывают специфику гравюры, когда сочиняют, а гравер пытается адаптировать свою технику под характер того или иного художника. Такое разделение позволяет обратиться к печатной графике, к тиражированию своих работ крупнейшим художникам, которые сами могли не владеть навыками гравирования.
Николай Растворцев, ведущий: Что из сюжетов характерно для XVI века?
Александр Конев, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Они тоже меняются. С середины века с влиянием итальянской гравюры становятся популярны классические сюжеты, классические аллегории. Ближе к концу века, это период религиозных войн в Нидерландах, на первое место выходит религиозная гравюра. Она очень разнообразна и занимает важное место в гравюре Нидерландов.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Насколько Питер Брейгель был важен в истории гравюры?
Александр Конев, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Данная работа была очень важна и для гравюры, и для творчества самого Питера Брейгеля старшего. Первая широкая известность к нему пришла благодаря работе гравера, потому что его живописные произведения были мало известны. Именно в работе гравера он часто экспериментировал, разрабатывал приемы, находил мотивы, которые впоследствии уже попадут в его живопись. Во многих его картинах замечательные панорамные пейзажи, и именно первые разработки панорамных пейзажей были сделаны для гравюр, для серии больших пейзажей с космическими пейзажами и большими панорамами. Позже все это приходит в живопись.
Николай Растворцев, ведущий: В чем особенность экспонирования гравюр?
Александр Конев, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Особенность в том, что оно должно быть ограничено по времени. Не более 3-4 месяцев при неярком свете.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие ещё имена присутствуют на выставке?
Александр Конев, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Есть работы мастеров, которые уже известны посетителям и по живописным работам. У нас представлены: Мартен ван Хемскерк, Ламберт Ломбард, Франс Флорис и многие другие.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какими особенными экспонатами, возможно, гордится Эрмитаж?
Александр Конев, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: В первую очередь это касается гравюр Лукаса ван Лейдена, потому что он работал тонким штрихом, и доски с его гравюр быстро стирались. Поэтому можно было получить очень маленькое количество хороших отпечатков. Их мало и в Эрмитаже, и в мире, а мы постарались подобрать более ранние и качественные отпечатки его гравюр.