В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ольга Полежаева, старший преподаватель кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат психологических наук.
Николай Растворцев, ведущий: «А где находится сейчас ваш нофелет?». Продолжение одного известного фильма с таким названием можно вполне снимать и в наши дни, но вряд ли это будет комедия, ведь все больше людей страдают от номофобии — страх остаться без телефона. Номофобия, как термин, появился сравнительно недавно. Все же мобильный телефон и гаджеты – это примета XXI века. Значит ли это, что номофобия атакует прежде всего тех, кто тоже, например, родился в веке XXI и не знает, как наше поколение и любое более старшее, что жили мы без мобильных телефонов и свидания назначали, и встречи назначали, и не боялись потеряться без телефона в кармане?
Ольга Полежаева, кандидат психологических наук: К сожалению, номофобии подвержены все, независимо от возраста и пола. Но действительно, молодые ребята, девушки от 14 до 20 лет подвержены больше, потому что для них технологии — это то, с чем они уже с детства, практически с рождения сталкиваются. Номофобия — зависимость от смартфона для них является нормой жизни.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: У всех у нас есть мобильники, периодически все мы с ними в руках на улице, на работе, дома. Но тем не менее, тех, кого можно отнести к категории номофобов, их можно как-то выявить? Какие признаки выдают человека, у которого точно есть эта зависимость, номофобия?
Ольга Полежаева, кандидат психологических наук: Действительно есть признаки, когда человек боится остаться без телефона долгое время. Вплоть до того, что он не может в другой комнате его оставить, это может быть чувство беспокойства, даже дрожь, может быть потение ладошек, тревожность, даже нарушение сна. Когда человек остается с телефоном, который разряжается, и он начинает переживать, что я не смогу зарядить телефон, и, конечно же, это уже признак того, что есть зависимость. Когда человек боится остаться без телефона, если связь теряется — есть зоны, когда не хватает мощности сигнала, и он начинает очень сильно тревожиться.
Николай Растворцев, ведущий: Есть люди, которые боятся остаться без связи, например, ввиду профессии какой-то или, может быть, это признак очень ответственного человека, для которого телефон – не просто средство игры или общения с внешним миром, а необходимость, которая должна быть у него под рукой. Все-таки это часть, на ваш взгляд, нездорового влечения гаджетом?
Ольга Полежаева, кандидат психологических наук: Действительно, можно разграничить два типа зависимости. Первое – это когда человек по работе или ввиду своих каких-то жизненных принципов, обязанностей должен быть на связи. Маленький ребенок в садике, который может вдруг написать «мама, забери меня домой», если он умеет писать, либо это человек, который не может даже подумать о том, чтобы остаться одному без телефона. Он, например, берет его с собой везде, в каждую комнату, в туалет, в ванну, берет с собой даже независимо от того, чем он занимается. Может быть, прогулка в лесу, прогулка в парке, за рулём постоянно читает — это опасно. Самое важное, что клинические проявления номофобии уже выражаются на уровне физиологии, это в буквальном смысле какая-то потеря аппетита, потеря сна, потливость, какой-то тремор или какое-то дрожание. То есть в буквальном смысле физиологические ощущения.
Николай Растворцев, ведущий: Как с этим бороться, и может ли человек сам это побороть?
Ольга Полежаева, кандидат психологических наук: Да, здесь самый главный принцип, как и в борьбе с любой вредной привычкой, это то, что сам человек чаще всего не признает наличие проблемы. Он считает, это же нормально, все так живут, и у меня все хорошо, поэтому, конечно же, первый и самый важный шаг, чтобы человек сам осознал, что проблема существует.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как ему помочь в этом?
Ольга Полежаева, кандидат психологических наук: В первую очередь, предложить ему какие-то другие альтернативные варианты проведения досуга и времени. Причина, почему мы так сильно зависимы от смартфонов, это желание быть частью социума, желание быть частью чего-то большего: общения, новые впечатления, позитивные впечатления, не обязательно негативные. Но, к сожалению, смартфон нам это не всегда дает. Мы надеемся на это, но не всегда получаем, поэтому, когда мы даем человеку альтернативу, даем возможность ему качественно пообщаться в семье, понимание, поддержку, то он будет раз за разом выбирать именно такое качественное общение, чем нежели листать ленту в телефоне.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Стоит ли это устраивать в формате цифровых детоксов или по-другому внедрять?
Ольга Полежаева, кандидат психологических наук: Есть самые простые правила информационной гигиены. В идеале, конечно же, их ввести так же, как мы учим детей чистить зубы утром и вечером. Так же нужен информационный детокс. Самое простое правило – это утром час до того, как вы вышли из дома, не брать смартфон. Вечером перед сном, до того, как вы отходите ко сну, не брать смартфон в руки, то есть эти два правила уже помогают профилактировать зависимость.
Николай Растворцев, ведущий: Можно ли, на ваш взгляд, быть полностью независимым от гаджетов в XXI веке, как-то отказаться от этого?
Ольга Полежаева, кандидат психологических наук: Моё личное мнение – нет, потому что гаджеты – это не просто какая-то игрушка, а по сути, инструмент улучшения нашей жизни. Мы вызываем такси по гаджету, вызываем доставку по гаджету, узнаем погоду по гаджету. Как мы можем без этого всего жить качественно и комфортно? Наверное, возможно, но удобнее это сделать с помощью смартфона.