В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Николай Муравьев и Захар Наумов, разработчики VR-приложения.

Тимофей Зудин, ведущий: В Петербург приехали молодые ученые из Томска, чтобы представить свой проект —  программное обеспечение для очков виртуальной реальности. Оно должно помочь людям, которые пережили серьезные травмы, и тем, кто испытывает проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Как началась разработка этого проекта?

Николай Муравьев, разработчик VR-приложения: В 2010 году я получил травму позвоночника, и начал долгий процесс реабилитации. Тогда мне пришла идея с проектом. В 2017 году реализовал первый прототип. Когда мы проходили апробацию в 2020 году, я встретил Захара. Он пришел к нам волонтером, помогал с документами, пациентами и зарекомендовал себя как отличный специалист, и в дальнейшем как хороший друг.

Ксения Бобрикова, ведущая: Какая у вас специализация, Захар?

Захар Наумов, разработчик VR-приложения: Я закончил Сибирский Государственный медицинский университет по специальности врач — педиатр.

Ксения Бобрикова, ведущая: Ваша разработка — это программное обеспечение для очков виртуальной реальности. За основу ее работы взят принцип идеомоторики. В чем он заключается?

Николай Муравьев, разработчик VR-приложения: Принцип идеомоторики — это представление движения, которое переходит в движение. Мозг представляет движение, посылает импульс в конечности через микросокращение в мышцы, которые выполняют это движение. В нашей программе пользователь контролируемо выполняет эти движения. Виртуальные движения ассоциируются с реальными за счет интуитивно визуального контроля, благодаря которому человек даже с параличом четырех конечностей без труда сможет заниматься.   

Тимофей Зудин, ведущий: В приложении простые задания, к примеру, имитация игры «камень-ножницы-бумага». Как эти упражнения помогают процессу реабилитации с медицинской точки зрения?

Захар Наумов, разработчик VR-приложения: Да, упражнения несложные, потому что мы изначально делали приложение для людей, которые страдали двигательными дефицитами. Наша задача — восстановить движение. С помощью того, что мы переносим движение в виртуальную реальность, человек ассоциирует конечности, которые видит там со своими. Таким образом, тренирует мозг и пытается восстановить, создать новые альтернативные связи, которые он потерял в процессе болезни. Так даже самые простые упражнения начинают активировать участки, которые отвечают за движение: базальные ганглии, двигательная кора головного мозга, мозжечок.  Заново формируются новые синаптические связи, которые помогают восстанавливаться и находить новые способы двигаться.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как часто нужно заниматься, чтобы сформировались новые связи?

Захар Наумов, разработчик VR-приложения: Наша цель — 10 минут в день. Начинаем постепенно, потому что виртуальная реальность имеет небольшой порог вхождения, и людям бывает сложно адаптироваться. Тренировки вначале составляют 2-3 минуты, и затем переходим к полноценной тренировке, которая длится до 30-40 минут. Человек занимается ежедневно и тем самым, создает возможность для того, чтобы восстановить движение.

Тимофей Зудин, ведущий: Какие процессы идут, когда человек надевает очки виртуальной реальности?

Захар Наумов, разработчик VR-приложения: В головном мозге активируются участки, ответственные за движения. Погружаясь полноценно внутрь виртуальной реальности, человек перестает ощущать себя в реальном мире и начинает ассоциировать движения аватара со своими движениями. Тем самым, обманывая себя, но при этом тренируя мозг.

Ксения Бобрикова, ведущая: Приложение может помочь людям, которые восстанавливаются после инсульта, и также работает с фантомными болями у людей, которые потеряли конечности. Кому еще может быть полезно ваше приложение?

Николай Муравьев, разработчик VR-приложения: Изначально, когда делал приложение, все делал на основе себя и по своим ощущениям. В дальнейшем понял, что программа может подойти не только людям со спинномозговой травмой, но и с черепно-мозговой, с рассеянным склерозом, с ДЦП, людям с ампутацией, чтобы избавиться от фантомной боли.

Тимофей Зудин, ведущий: Какое будущее у вашего продукта, и можно ли ожидать его в ближайшем будущем в больницах?

Николай Муравьев, разработчик VR-приложения: Уже готовим документы для регистрационного удостоверения на медицинское изделие. Завершаем потребительскую версию, благодаря которой люди смогут в домашних условиях заниматься нашей разработкой.

Захар Наумов, разработчик VR-приложения: У нас есть несколько баз в Москве, Московской области, Ленинградской области, где уже есть очки, с которыми работают реальные пациенты. Они работают в качестве этапа апробации, но у них уже сейчас есть возможность заниматься.

Ксения Бобрикова, ведущая: Вы приехали в Санкт-Петербург по приглашению Центра физической культуры и спорта Василеостровского района. Какая совместная работа у вас запланирована?

Николай Муравьев, разработчик VR-приложения: Центр — это наши потенциальные партнеры, с кем мы планируем научно-исследовательскую работу и надеемся, что будет продуктивно в плане научных изысканий и выгодно не только для нас, но и самого Центра.