100 лет назад умер Владимир Ленин. Как его имя изменило наш город? И почему без Ленинграда нельзя представить и понять Санкт-Петербург? Репортаж Полины Ганичевой.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь об одной очень важной для нашего города исторической дате января. В этом месяце мы будем отмечать ровно 100 лет Ленинграду. Напомню, что 21 января 1924 года умер Владимир Ильич Ленин. После смерти Ленина в экстренном выпуске «Петроградской правды» были опубликованы резолюции с заводов. В них звучали довольно смелые предложения: например, похоронить Ленина в «Красном Питере». Однако ни в одной из резолюций не говорилось, что нужно переименовать Петроград в Ленинград. Но в тот же день 23 января состоялось чрезвычайное заседание Петроградского совета, в котором участвовали делегации от заводов. Было зачитано письмо товарища Зиновьева Петросовету, в котором он предлагал переименовать наш город в Ленинград. Цитата: «Расцвет политической деятельности Владимира Ильича начался в Петрограде. Решающие события Великого Октября, которыми руководил Владимир Ильич, произошли в Петрограде. Поэтому предлагаю город Петроград переименовать в Ленинград и провести это решение во всех инстанциях в порядке советской законности». Петросовет удовлетворил просьбу Зиновьева, и 24 января тот поставил на заседании Политбюро вопрос о переименовании Петрограда.
Так наш город и стал Ленинградом. До 1991 года. Почему надо помнить и знать об этой дате? Потому что без Ленинграда нельзя представить, а уж тем более понять наш нынешний Санкт-Петербург. Полина Ганичева продолжит тему».
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Марсово поле. Январь. Ровно 100 лет назад. Тогда здесь было так же холодно. -19. А вот таких сугробов не было — их сравняли с землёй колонны демонстрантов».
27 января 1924 года. День прощания с Владимиром Лениным. В 4 часа по всей стране замирают колонны, трамваи, заводы. Звучит похоронный марш. Впервые на кадрах хроники ленинградцы. За день до съёмки по предложению Петроградского совета, поддержанного рабочими всех фабрик и заводов, Петроград в память о вожде переименован в Ленинград.
Вот так Ленин, который к культу собственной личности относился довольно прохладно, превращается в миф. В самом серьёзном, филологическом смысле слова. Вот так выглядит новая глава истории. Ленин умирает. Рождается Ленинград.
Председатель уже Ленсовета Григорий Зиновьев берёт на себя руководство, как бы сказали сегодня, пиар-компанией вождя в Ленинграде. Первая идея — установить статую отца революции на вершине Александровской колонны. Ангела снять — не отвечает духу времени. В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга сохранился отчёт заседания по проекту.
ВЛАДИМИР ОРАВ, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга:
«Л. А. Ильин, директор Музея города, позднее он был главным архитектором Ленинграда, заявил: «При постановке фигуры Ленина на колонну придётся, конечно, Ленина «подделывать» под стиль памятника. Например, одеть его в тогу. И, конечно, облечь в форму классической эпохи великого вождя-реалиста, жившего в эпоху реализма будет ложью»».
Мнения заседавших разделились. Защитники ангела — и это понятно по количеству отчётов — пытались выиграть время. Тем временем, ленинградцы уже предлагали проекты статуи Ильича. Вот один из них. «Надо так сделать памятник, чтобы он был со взглядом тихим, спокойным, в натуре с поднятыми руками к востоку, так как революционный путь нам уготован от запада на восток. Правой ногой он давит старый мир в виде ветхой крестьянской избы, левой ногой он упирается в учение Маркса в книгу и чтоб надпись капитал на книге была видна! Сын сторожа при царском строе. Жалею, что я не скульптор!»
Но аргументов «против» становилось всё больше. Слишком уж далеко — вернее высоко — вождь от пролетариата. И по финансам накладно: одна замена статуи будет стоить как целый новый памятник. Зиновьев не выдержал. И вот его резолюция на официальном документе — письме наркома просвещения!
Но это было только начало череды радикальных проектов изменения города. Следующей на очереди стала Петропавловская крепость. Она могла повторить историю Бастилии времён Великой французской революции.
ЛЕВ ЛУРЬЕ, историк, журналист:
«В ходе которой, как вы знаете, Бастилия была разрушена. И было написано «Здесь танцуют». Поэтому идея снесения Петропавловской крепости была чрезвычайно важной. На Заячьем острове должен был быть парк, там должны были натурально танцевать «Яблочко» матросы и прислуга, освобождённая от своих рабских обязанностей».
Лев Лурье рассказывает: затем поднять на воздух могли Казанский, Исаакиевский, Смольный соборы. Но исход истории решил дефицит взрывчатки. Она тогда нужна была для обороны. О проектах забыли, а Владимир Ильич занял другое место в пространстве города.
Лениниана захватила не только карту — всю жизнь города. В Ленинграде с именем вождя рождались, росли, жили. Эту народную любовь архитектор Щуко предложил увековечить в виде гигантского памятника на Троицкой площади.
ЛЮДМИЛА КИРИКОВА, старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга:
«Фигура Ленина должна быть не отлита в бронзе, как обычно, а была как бы выполнена из клёпаного железа, брони и руками самих рабочих. Внутри предполагалось устроить понижающую станцию Волховской ГЭС».
На эскизе было указано: высота — 400 метров. Но снова не сложилось.
ЛЮДМИЛА КИРИКОВА, старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга:
«В Петербурге такое невозможно. Только в Москве. В Петербурге традиционно сохраняли старый Петербург, его классическое наследие».
И это то, что всегда отличало наш город, как бы он ни назывался, — традиция сохранять свою историю. Даже если для этого Ленинграду приходится выступать против Ленина.
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Самое «ленинское» место в Петербурге. Памятник Ленину на площади Ленина, у станции метро «Площадь Ленина», метрополитена имени Ленина, ордена Ленина».
Если бы это место сегодня увидел сам Владимир Ильич, возможно, смутился бы. Чем дальше становилась дата его смерти, тем больше биографичный образ Ленина превращался в художественный.
А вот первый полноценный памятник вождю в Ленинграде скульптора Харламова, лично встречавшегося с Лениным. Одна из отливок теперь находится в Разливе. Невысокий постамент, брюки немного помяты, лицо расслаблено.
НАТАЛЬЯ КОВАЛЕНКО, директор историко-культурного музейного комплекса в Разливе:
«Он был установлен на проспекте Стачек. У фабрики-кухни Кировского универмага. И он там простоял недолго. При реконструкции площади его убрали в 40-м году. Его такой жест, указывающий вниз направо, на вход в универмаг, тем самым терялся смысл».
К Ленину, к его истории, образу и наследию можно относиться по-разному. Для одних его имя — воспоминание о самом светлом, городе их детства. Для других — просто фотография в учебнике истории. Но все проекты ленинианы — сбывшиеся и несбывшиеся — навсегда изменили наш город. А он изменил и продолжает менять нас.