Как согревали город с момента его основания и до наших дней — в репортаже Натальи Медведевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Очень важно событие, связанное с имущественными отношениями, но такое важное для всех жителей города. Наконец-то на днях одна из составных частей ТГК-1, а именно акционерное общество «Теплосеть Санкт-Петербурга» было передано в собственность ГУП «ТЭК» Петербурга. Почему это важно? Потому что долгое время ТГК-1 владела частью топливно-энергетического комплекса нашего города. Хорошая, наверное, организация, но всё равно — главная задача любого акционерного общества по закону — это получение прибыли. Именно прибыли. А ГУП ТЭК — это 100% государственное предприятие. И оно управляется только исходя из государственных интересов, то есть интересов города. Такая половинчатость — часть топливно-энергетического комплекса Петербурга в руках коммерсантов, а часть в руках государства — иногда порождала несистемность и нескоординированность в действиях по работе обеспечению города теплом.

И вот теперь всё в одних руках. У одного хозяина. И это правильно. Надо отметить, решение о приобретении компании было принято губернатором Петербурга Александром Бегловым. По его словам, такая единая форма управления позволит сформировать единую комплексную программу строительства и реконструкции сетей Петербурга.

И это хороший повод посмотреть на такую тему, как тепло в большом городе. Тем более, в таком городе, как наш. Низкие температуры испытали на прочность городские службы, отвечающие за тепло. А как они прошли через это испытание? И как вообще согревался Петербург в различные времена и эпохи? Тему продолжит Наталья Медведева».

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:

«Зима — это важная часть жизни Петербурга как самого северного города миллионника. Как его согреть? Этот вопрос был актуален и 300, и сто лет назад, и сегодня».

В Петербурге отопительный сезон длится около 200 дней в году. Состояние теплотрасс — это важный вопрос городского хозяйства. В Приморском районе, на Планерной улице, уже готовятся уже к следующей зиме. Здесь прокладывают трубы.

Новые трубы расширят теплосеть. Это, говорят языком специалистов, оптимизация. Чем больше труб, тем надёжнее система.

В прошлом году в городе поменяли 280 километров труб. Срок службы таких труб — 25 лет.

Если сложить всю протяженность теплотрасс Петербурга (а это около 10 тысяч километров), то по этой трубе можно дойти до Владивостока.

Обновить все трубы за один сезон невозможно. Для этого потребуется почти половина годового бюджета. А город встанет в пробках, если одновременно менять все тепломагистрали.

Для Петербурга, города который находится на широте Магадана, тепло — это одно из важнейших условий комфортного существования. А холод для нашего города — литературный образ. В Петербурге замерзали герои Достоевского, Гоголя, но в различные эпохи именно Петербург был центром инновационных решений в сфере теплоснабжения.

И уже в Ленинграде в 1924 году проходят первые опыты по внедрению централизованного отопления. Дом 96 на Набережной реки Фонтанки — первый, подключенный к системе. Наш город был пионером теплофикации в СССР.

Система теплоснабжения налаживалась постепенно. А ленинградцы продолжали хранить дрова во дворе — в дровниках. И топить печи. Еще сто лет назад печи были в каждом доме, в каждой квартире.

Центральное отопление стало стандартом только в 50-х годах прошлого века. И работало исправно до развала СССР. После ликвидации старой советской системы на наш город обрушилось огромное количество аварий. Частные компании не меняли и не ремонтировали трубы вовремя. А только латали дыры по мере их возникновения, что привело к серьезным проблемам во всей системе. Число прорывов теплотрасс достигало тысячи за один месяц.

Помните так называемое «Трубное дело» в 2012-м, когда выяснилось, что за два года в траншеи закопали 600 километров старых и некачественных труб? Изначально сумма ущерба оценивалась в три миллиарда рублей. После многочисленных проверок она уменьшилась до 1 миллиона 300 тысяч. Это разница в стоимости труб, которые должны были проложить на севере Петербурга и теми, которые в реальности закопали. Фигуранты «трубного дела» отделались условными сроками и штрафами. А с последствиями город разбирается до сих пор.

Теплоснабжение — это сложнейшая система. Важно не только понять, как согреть самый северный из всех крупнейших мегаполисов мира, но и как не допустить того, чтобы он замерз.

Пушкинской район. Поселок Лесное. Теплоэнергетики с помощью дронов проверяют состояние трубопроводов. Идём проверять дефект. Внутри тепловой камеры, то есть люка, стоит вода, нарушена изоляция. Это хорошо видно на тепловизоре. Участку трубопровода нужен ремонт. Вот так современные технологии позволяют обнаружить дефект до прорыва труб. Они, к слову, стальные.

Весь отопительный сезон теплотрассы проверяют каждую в неделю. Это мера предосторожности. Чтобы до квартир точно дошло тепло.

Дом номер 1 на Малой Конюшенной улице. Главный инженер местной ЖКС — Андрей Курилович показывает, как устроена система отопления дома. Подачу тепла автоматически регулирует датчик. Но он, как и любой высокоточный прибор, может выйти из строя.

Теплопровод — это живой организм. Который, как и человек, может заболеть. То есть сломаться. Если у вас дома есть проблемы с отоплением, звоните 004 — в Городской мониторинговый центр. Здесь принимают все обращения по системе ЖКХ. Только за две недели января было 76 тысяч звонков. Из них 20 процентов — по вопросам отопления.

Но если это не помогло, ваша управляющая компания бездействует, обратитесь в жилищную инспекцию. Достаточно написать обращение на сайт ГИС ЖКХ. На адрес приедет инспектор и составит акт проверки дома.

Для Петербурга, самого северного мегаполиса, тепло — это один из важнейших факторов существования. Вопрос, как согреть наш город, актуален уже 320 лет. Теплоснабжение — это сложнейшая система. А начинается она с нас. Наше отношение к дому, где мы живём, — это основа отношения к нашей жизни.