То мороз, то оттепель — что происходит с погодой в городе? И при чем здесь гигантский айсберг размером в два Петербурга? Репортаж Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И в продолжение темы давайте посмотрим, как зима меняет наш город и образ жизни в этом городе. Стало чуть больше поводов применять по отношению к Петербургу этот набивший оскомину и такой не очень любимый нами, жителями города, эпитет – Северная столица. Хуже этого эпитета только «Северная Пальмира» или «Северная Венеция». Но это оценочное мнение. Не будем заострять его. Сообщим лишь, что эта зима действительно побила многие рекорды: и температурные, когда было меньше 25 градусов в первые дни января, и по количеству выпавшего снега.

По словам синоптиков, мы очень близки к тому, что этот январь станет самым холодным январём в Петербурге в 21 веке. В этом тоже есть любопытная особенность. Мы живём в самом холодном январе за всю историю 21 века. Согласитесь, что это почётно.

И давайте чуть более пристально изучим эту тему. Январь в Петербурге. Самый холодный, самый снежный, самый зимний. Давайте пойдём и посмотрим. Одеваемся потеплее. На эту экскурсию нас ведёт Иван Уваров».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Погода – один из символов Петербурга. Только на берегах Невы за один день можно увидеть все 4 времени года. Утром мороз, который сменит оттепель. Затем снег. Летнее солнце и осенний дождь. Вот такие температурные качели».

Каждый сезон он — и только он — главный герой новостных лент, когда речь идет о погоде в Петербурге. Главный синоптик города Александр Колесов. Не успевает следить за погодой. В период температурных качелей — раздает интервью.

В этой небольшой комнатке творятся главные погодные новости берегов Невы. Отсюда он обещает солнце или ветер. Дождь или снег. И отсюда он вновь рассказывает про череду циклонов и антициклонов над Петербургом.

Итак. С Северной Атлантики через Скандинавию и Балтийское море к нам каждую зиму приходит циклон. Это теплая воздушная масса. В это время над Петербургом стоит Антициклон — то есть холодный воздух. Циклон вытесняет антициклон. Температура меняется. Но перед этим — ветер и осадки. И так по кругу. Вот они — наши температурные качели.

Прощаясь, Александр Михайлович вновь скажет: «До встречи!». Мы оба знаем, что непредсказуемая петербургская погода вновь заставит нас встретиться. И разобраться в том, что с ней опять происходит.

Как справляться с суровыми петербургскими капризами погоды, нужно учиться у животных! Кандидат биологических наук Павел Глазков — рекомендует.

Сквозь снежную бурю и ветер мы идем искать норку балтийской нерпы. На льду Финского залива. Лопата — на тот случай, если ничего не найдем. Нерпы умнее, чем мы думаем. И хорошо маскируют свои снежные домики, в которых нет ветра. А значит тепло. И никакой мороз не страшен. Обустрой свой дом на зиму. И наблюдай за тем, как меняется мир вокруг тебя.

Это еще в 1913 году Анна Ахматова написала про Исаакиевский собор. В 2024-м мы удивились, что случилось с колоннами одного из символов Петербурга? Неужели перекрасили?

Но, согласитесь, зима в Петербурге точно была бы скучной и не такой интересной. Если бы не преподносила нам такие сюрпризы. В виде серебристого Исаакиевского собора, снежного сала на льду рек и каналов, ледяных цветов на Финском заливе. Все эти явления — следствие перепадов температур.

Айсберг размером в два Петербурга движется вдоль берегов Антарктиды со скоростью 150 километров в месяц. Его площадь — больше 4-х тысяч квадратных километров. Это крупнейший в мире айсберг. Он откололся от ледника 30 лет назад. И сейчас начал движение. Значит ли это, что в Антарктиде потеплело?

Антарктида — законодатель погоды за земле. И там действительно сейчас потеплело. А через 15 лет потеплеет и у нас, в Петербурге. Причем до такой степени, что климат будет уже не влажный континентальный.

В Комитете по природопользованию приступили к реализации большого проекта по адаптации инфраструктуры города к новому грядущему климату.

Канализационные трубы будут шире. С диаметром сейчас работают специалисты. Снегоуборочную технику заменят на поливальные машины и тракторы с щетками. Ведь снега не будет. Через 15 лет Петербург будет не узнать.

Это Крис. Он родился и вырос в далеком солнечном Камеруне. В холодном Петербурге о родине ему напоминает разве что мороженое. Сейчас в Камеруне все его едят. Там +25. Жарко. Солнечно.

Это удивительно, но Крис — человек, выросший в Камеруне — единственный из всех героев, который не жаловался на нашу петербургскую изменчивую и суровую погоду. Наверное, это тот случай, когда большое видится на расстоянии. И мы порой забываем, что именно наш климат — это один из неповторимых символов берегов Невы. И не нужно искать невероятного в закономерном. Что на языке ученых называется температурные качели.