Андрей Смирнов, ведущий:
Идея фильма «Воздух», она витала как-то давно уже вокруг вас? Основано ли это на каких-то реальных судьбах и событиях Великой Отечественной войны, либо это просто ваше такое размышление на тему?
Алексей Герман-младший, режиссёр, сценарист:
Это сюжет, которого не было, но могло бы быть. Потому что мы знаем, что у нас были очень смелые девушки лётчицы. Мы знаем, что они воевали. Их не было под Ленинградом, да, они были под Сталинградом. Но тем не менее, мы как бы позволили себе такой допуск, потому что фильм не только о девушках лётчицах, но фильм вообще о судьбе женщины на войне. Потому что у нас красной нитью проходят и женщины в партизанском отряде, и работницы Эрмитажа блокадного. У нас есть огромная сцена в блокадном театре. Мы позволили себе попробовать создать вот такой вот эпос.
Андрей Смирнов, ведущий:
Вы перед собой поставили, на мой взгляд, амбициозную очень задачу — снять кино, которое, по, можно сказать, не таким же сопоставимым с Голливудом бюджетом, выглядело бы не хуже с точки зрения технологии производства, технологии съёмок. Что это за уникальные технологии, которые вы разработали?
Алексей Герман-младший, режиссёр, сценарист:
Я до сих пор считаю, что мы умудрились с бюджетом меньше в десятки раз по качеству не уступить фильму «Дюнкерк» и другим крупным голливудским проектам. Это комплекс технологий, которые основаны и на алгоритмах довольно сложных, и на воздушных съёмках с инновационными камерами, с инновационными креплениями. Это было сложно, потому что были аварийные посадки, были обледенения. Мы создали специальные гидравлические устройства, которые создавали гравитацию во время съёмок. При этом позади кабины была проекция настоящих пролётов самолётов, куда была интегрирована компьютерная графика.
Андрей Смирнов, ведущий:
География съёмок тоже ведь большая была? Это и Ленинградская область.
Алексей Герман-младший, режиссёр, сценарист:
Петербург, Ленинградская область, Новгородская область, Саратовская область, на севере Карелии.
Андрей Смирнов, ведущий:
Я ещё помню Ладога была против вас со своими метеоусловиями.
Алексей Герман-младший, режиссёр, сценарист:
Слушайте, ну у нас же фильм про блокаду. Мы должны были сделать «Дорогу жизни». Значит, всё подготовили — пункты обогрева. И тут 2020 год. Никакого ни льда, ни снега вообще. Мы переносим наш аэродром, строим его на берегу, и в феврале начинаются шторма. У нас сносит самолёты, у нас летят смены. Вы знаете, я помню, у нас чуть в отдалении стоял Ил-2. Макет. Он весит три тонны. Такой ветер, что ему отрывает крылья. И на каждом крыле по 10 ребят лежали часов 8, просто держали. Мы построили взлётную полосу — поднялась вода. Мы её выровняли — её смыло, к чертям. У нас была смена, когда такой был шторм, что вода всё время подходила к самолётам, а мы должны были снимать, потому что у нас актёрские графики. В итоге мы уже стояли по колено в воде. Камеры стояли по колено в воде, штативы стояли по колено в воде. Мы пытались снять — не сняли в итоге.
Андрей Смирнов, ведущий:
А потом пандемия началась.
Алексей Герман-младший, режиссёр, сценарист:
Потом началась пандемия.
Андрей Смирнов, ведущий:
Как всё выдержали актёры?
Алексей Герман-младший, режиссёр, сценарист:
Они понимают ради чего они снимаются. Они не снимались ради денег, они снимались ради того, чтобы сделать хорошее кино. Поэтому, когда мы Лену Лядову поджигали в самолёте на высоте 10 метров, и у неё огонь открытый был на расстоянии 20 сантиметров. Когда мы поставили в нашу гравитационную машину Безрукова.
Андрей Смирнов, ведущий:
Я знаю, он там какие-то дикие перепады выдерживал.
Алексей Герман-младший, режиссёр, сценарист:
Да, да. Ну там у него давление 200 было. Я понимал, что он не помрёт, потому что, во-первых, он смелый, во-вторых, очень талантливый, но, мне кажется, ему не очень хорошо было в этот момент.
Андрей Смирнов, ведущий:
Последний вам вопрос задам. Я знаю то, что журналисты вас уже измучили тем, что как вы там осмелились с таким серьёзным глубоким сложным фильмом выходить в эпоху, когда в прокате у нас царят сказки и комедии. Но с другой стороны, мне кажется, это такое Ленинградское кино, и особенно в Петербурге в этом году, когда 80 лет полного снятия блокады Ленинграда, как раз идеальное кино. К такой мемориальной дате.
Алексей Герман-младший, режиссёр, сценарист:
Сказки прекрасны. Комедии прекрасны. Но есть какие-то темы, о которых надо разговаривать. Есть блокада, есть Ленинградская битва, есть наши деды. Мой дед погиб на войне. Это важно. Нельзя же это забывать.