Ильдар Абитов, корреспондент:

Классик отечественной живописи — Валентин Серов. За недолгую жизнь, всего лишь 46 лет, он создал более двухсот портретов. Многие из героев его картин напрямую связаны с Петербургом и его историческими местами.

Зимний дворец — место, где Валентин Александрович бывал неоднократно, по сути, став придворным художником царской семьи. Одна из самых известных его работ — портрет Николая II. Простая композиция и нейтральный фон как бы подчёркивают мягкий характер правителя. Однако картине так и не суждено было быть дописанной до конца.

Ильдар Абитов, корреспондент:

По легенде, во время создания полотна супруга императора — Александра Фёдоровна пристально следила за работой и раздавала советы как правильно писать портрет. В конце концов Серов не выдержал, протянул императрице палитру и кисти, и предложил ей самой закончить картину.

Ещё одно место, отсылающее нас к творчеству художника — Мариинский театр. На его сцене блистала прима, знаменитая балерина Анна Павлова. А её образ лебедя в портрете Серова для афиши фестиваля в Париже впоследствии стал визитной карточкой всего русского балета.

Ильдар Абитов, корреспондент:

Что примечательно, Серову на создание афиши потребовалось всего 11 встреч. Балерина застывала в танцевальном па, чтобы художник ловил этот момент и передавал его на бумаге.

А вот портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, изображённой в интерьерах дворца на набережной Мойки, мастер писал целых 2 года. Она всё время повторяла: «Не знаю, что у него там получится, я то худею, то толстею».

Ильдар Абитов, корреспондент:

Впрочем, даже долгие сроки никогда не влияли на конечный результат. Каждый портрет Валентина Серова дарит ощущение выразительности героев, которые по прежнему живут на его картинах и неразрывно связаны с историей Петербурга.