СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО, профессор Санкт-Петербургского государственного университета:

Здравствуйте! Сегодня я поведаю о том, как связана с нашим городом судьба сподвижника Петра Первого — Александра Даниловича Меншикова.

Можно даже сказать, что судьба нашего города была определена не без участия Светлейшего князя. Как гласит легенда, в середине мая 1703 года на Заячьем острове в дельте Невы высадились Петр Первый и Александр Меншиков и они решили основать новый город именно здесь.

Царь назначил своего друга юности первым генерал-губернатором Санкт-Петербурга. И повелел ему заниматься строительством важнейших сооружений будущей столицы.

Ещё одна петербургская легенда гласит, что в распоряжение Меншикова был выделен участок невского берега на Васильевском острое. На нём Доменико Трезини должен был возвести здание Петровских коллегий. Оставшейся частью берега Меншикову было разрешено для строительства своего дворца. Меншиков предложил то решение, результат которого все горожане и гости города наблюдают уже триста лет. Здание 12 коллегий выходит торцевой частью к Неве. А рядом мощно и широко главным фасадом красуется Меншиковский дворец.

Александр Данилович руководил строительством Кронштадта, корабельных верфей на Неве и Свири. Он один из участников Полтавской битвы.

В честь Меншикова установлены бюсты: во дворе его дворца на Неве и в Колпино, а в 1903 году на карте города появился Меншиковский проспект. Он проходит в Калининском районе от Нартовской улицы до улицы Верности.

Познакомится с Александром Меншиковым как литературном героем можно в романе Алексея Толстого «Пётр Первый» или романе Алексея Иванова «Тобол». Эти книги можно найти в любой библиотеке нашего города в том числе и в Центральной библиотеке имени Маяковского, где мы сейчас и находимся.

А на сегодня у меня для вас более нет рекомендаций! Кроме одной — откладывайте в сторону ваши гаджеты и берите в руки книги, чтобы лучше понимать не только то, что происходит здесь и сейчас, но и то, что происходило в прошлом. Как говорил наш старый знакомый Станислав Ежи Лец: «Мудрости должно всем хватить надолго, ведь ею почти никто не пользуется». До новых встреч.