Первая советская и третья в мире атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» теперь — огромный музейный экспонат. 30 лет она несла службу в океанских глубинах. В состав Северного флота Советского Союза субмарина вошла в 1957 году, то есть почти 70 лет назад!

АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:
Её масштабы и сегодня поражают. Длина — сто семь с половиной метров, ширина — почти восемь. Подводная лодка и сегодня смотрится современно. Всё дело в обтекаемой форме, созданной советскими конструкторами. Они долго изучали морских млекопитающих.

Первая советская и третья в мире атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» теперь — огромный музейный экспонат. 30 лет она несла службу в океанских глубинах. В состав Северного флота Советского Союза субмарина вошла в 1957 году, то есть почти 70 лет назад!

АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:
Её масштабы и сегодня поражают. Длина — сто семь с половиной метров, ширина — почти восемь. Подводная лодка смотрится довольно современно. Всё дело в обтекаемой форме, созданной советскими конструкторами. Они долго изучали морских млекопитающих.

Огромный атомоход в сентябрьской ночи 2022-го года частями везли по узким улицам Кронштадта. За транспортировкой на постоянную локацию следила вся страна.

АЛЕКСАНДР КРАМАРЧУК, член наблюдательного экспертного совета по созданию Музея военно-морской славы в Кронштадте:
Подводная лодка К-3 была задумана с царь-торпедой диаметром полтора метра, зарядом в тротиловом эквиваленте одна мегатонна, длиной 15 метров. Все учёные, и моряки, и атомщики и исполнители этого проекта сразу забраковали этот проект.

В итоге у «Ленинского комсомола» 8 торпедных аппаратов. В 1962 году подводная лодка прошла под ледяным панцирем точку Северного полюса и поднялась на поверхность.

АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:
Мы в носовом отсеке, здесь рядом с торпедами кровати, где спали матросы. Я бы не поместился наверно.

АЛЕКСАНДР КРАМАРЧУК, член наблюдательного экспертного совета по созданию Музея военно-морской славы в Кронштадте:
В те времена отдавалось предпочтение среднему росту. Проводились беседы, простые люди не попадались, элемент секретности присутствовал.

Больше года старый корабль превращали в музей. Каюта командира, камбуз, служебные помещения, техническое оснащение — всё это восстанавливали с нуля.

АЛЕКСАНДР КРАМАРЧУК, член наблюдательного экспертного совета по созданию Музея военно-морской славы в Кронштадте:
Лодка находилась в таком состоянии, что некоторые системы и механизмы когда-то побывавшие в морской воде, что в корпус тыкали пальцем и протыкали его.

АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:
Интерактивные панели, аудиогид — конечно, всего этого вы не найдёте на обычной подводной лодке. В музее без них никуда — а как ещё познакомиться с историческими документами? Или с бытом моряков-подводников.

-Распорядок дня на подводной лодке …

Музейные экспонаты привозили с других подводных лодок того же типа, что и К-3. По левому борту убрали переборки между отсеками и по музейным требованиям разместили проход. Есть на борту и реактор. Правда схематичный. Ещё одна гордость — пульт управления тем самым реактором. Его собирали можно сказать по крупицам.

Мы были в Эстонии там она была очень маленькая. А здесь такие масштабы!
-Размеры да, размеры — очень большая. Мы не знали вот где спят. 109 человек, как они помещались — это удивительно!
-Торпедный отсек понравился больше всего. Ну и наверно эта кухня. Там дни рождения праздновали моряки.
-Вообще всё впечатлило. Всё так по-домашнему, они все как одна семья.
-Всё можно потрогать, посмотреть.

АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:
За день познакомиться с историей АПЛ К-3 успевает около 400 человек. Музеев — подводных лодок в мире немало. Но «Ленинский комсомол» — первая! советская! атомная!