МИХАИЛ ГОЛИКОВ, дирижёр:

Много мест в Петербурге любимых, приятных, тёплых, родных, мест, где можно черпать силу. Но есть, наверное, одно такое уникальное место — это площадь Искусств, вернее даже целый квартал! Потому что здесь располагается мой любимый зал, который я считаю лучшим залом в мире — Большой зал Филармонии имени Шостаковича, зал, в котором я продолжаю ощущать трепет, каждый раз заходя даже в помещение этого прекрасного храма искусства, и уж тем более, когда выхожу на сцену.
Страшно подвижный, неусидчивый характер, проявившийся ещё в детском саду, вынудил моих родителей под давлением преподавателей детского сада и воспитателей отдать в музыкальную школу. Я рос, как все музыкальные дети: пел в хоре, учился в школе при Консерватории. Но в пятнадцатилетнем возрасте произошли такие события, что я поменял фортепиано, на котором все мои друзья и одноклассники учились, на странную профессию дирижирования. Спасибо тому самому моему любимому Детскому хору. Станислав Фёдорович Грибков, великий музыкант, руководитель, воспитатель, доверил мне как-то продирижировать в Германии с нашим хором на концерте. И я получил то невероятное чувство и ощущение спиной зрительного зала, которое, наверное, и предопределило моё дальнейшее самое страстное увлечение — своей нынешней профессией — которое, в общем, и путёвку в жизнь мне дало.
Эта мысль мне пришла сразу на 1 курсе, что у нас дирижёров учится примерно 20 с лишним человек, а хоров — не такое большое количество, чтобы каждому из выпускников нашей Консерватории так легко предлагали к работе хор. Именно поэтому уже в 99 году я создаю свой хор «Петербургские голоса», которому в следующем году уже будет 25 лет. И эти 25 лет, конечно, позволили мне впоследствии создать свой оркестр, потом ещё один оркестр. И всему этому меня научили мои ранние студенческие годы.
Есть очень важный момент, который для меня всю жизнь является определяющим. Этот момент самый произошёл на первом моём конкурсе, где возглавлял жюри знаменитый Владимир Минин — наш великий дирижёр хоровой. И он тогда сказал мне очень важную вещь, что вы начнёте видеть скоро себя на афишах, вот вы смотрите на свою афишу, а читайте другую фамилию, ну, как будто она просто не ваша, и не обращайте на это внимание. Прошло 22 года с момента этого конкурса, до сих пор мне это очень помогает, и мне всегда есть, куда двигаться.
Самый сложный жанр для работы дирижёра — это опера. Много зависит от музыки, от исполнителей, от места. Например, стоять и дирижировать в сердце нашего любимого города, в Петропавловской крепости, — это определённая восторженность с одной стороны, с другой стороны, конечно, — огромная ответственность. Ты очень хочешь погрузиться в атмосферу этой музыки, заразить этим всех музыкантов, чтобы они почувствовали это же переживание чувств, как я. В принципе, это и есть главная задача дирижёра — это своими чувствами через свою волю увлечь всех, каждого музыканта на сцене, чтобы каждый чувствовал так же, как ты, или по крайней мере тянулся к этому. И это, прям, заводит.
Петербург — это, конечно, музыка. Причём в каждом районе она своя. И сколько бы я не получал удивительных впечатлений от прекрасных городов, в которых мне приходилось гастролировать, всегда возвращаясь в Петербург, я понимал, что такой музыки, как здесь, я не найду больше нигде.