Повышение цен на яйца, как зимняя погода, буквально прокатилось по всей стране. И прогноз по этой ценовой погоде совсем неутешительный. В вопросе разбирался Антон Цуман.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Теперь о наиболее обсуждаемой теме этих дней — это, конечно же, повышение цен на куриные яйца. Напомню, что этот вопрос даже задавали Владимиру Путину на прямой линии. Куриные яйца — это одна из ключевых и составных частей в рационе питания почти каждой семьи, поэтому тема так и взволновала всех.

Интернет буквально взорвался шуточками-прибауточками по поводу повышения стоимости яиц. Вот один из мемов, самый приличный. Здесь авторы постарались отразить идею о том, что стоимость яиц уже скоро приблизится к стоимости чёрной или красной икры. Да, тема действительно очень резонансная.

И здесь есть две новости. Одна хорошая: 19-го декабря  в Россию была ввезена первая партия пищевого яйца из Азербайджана в количестве 36-ти тонн, то есть пошёл импорт. Но вторая новость так и остаётся без ответа: а как такое могли допустить? Почему не вкладывали деньги в развитие этой отрасли сельского хозяйства? И сейчас, в условиях санкций, мы почти полностью зависим от импорта? Куда смотрели?

Давайте проанализируем то, как в одном курином яйце отразились все те проблемы, которые копились годами, а сейчас достигли своего апогея. Куриное яйцо — символ неправильных решений в нашей экономической системе. Есть поговорка — яйца курицу не учат. Но это как раз тот случай, когда история с этими яйцами должна нас научить. В первую очередь — как не повторять больше подобного рода ошибок.  Итак. «Основы яйценомики» от Антона Цумана».

Самые высокие средние цены за десяток яиц – в Чукотском АО. 221 рубль. В Магаданской области – 159 рублей. В Вологодской области и Республике Карелия – 128 рублей. Самая низкая цена на куриные яйца – в республике Мордовия, 85 рублей, ожидается подорожание. В Санкт-Петербурге и Москве средняя цена установилась на уровне 115 рублей и 50 копеек.

Петербург традиционно ещё с советских времён обеспечивал себя куриным яйцом за счёт мощностей прилегающей Ленинградской области. И сегодня в окрестностях Петербурга расположено 5 крупных птицефабрик. Традиционный район птицеводства — северо-восток, находится всего в 40 километрах к северу от города.

Синявинская фабрика выпускает, согласно последней статистике, больше миллиарда куриных яиц за год. Этого, по расчётам экономистов, хватает, чтобы закрыть потребности и города, и области на 600%. Но вот жители близлежащего посёлка Приладожский, говоря о ценах на яйца в посёлке, где они собственно и производятся, не скрывают эмоций.

Жительница посёлка Татьяна проработала на Синявинской, по её словам, 36 лет. Говорит, мол, даже в фабричном магазине и яйца не те что раньше. И цены всё равно кусаются. Чтобы убедиться самим, заходим в этот магазин. 180 рублей за десяток высшей категории, экстра. 115 рублей за категорию С0, помельче. Отпускная розничная цена производителя.

А вот уже магазин известной торговой сети в центре посёлка. Красивая коробочка, логотип этой же сети. Но яйца те же, приладожские из Синявино, С0. При этом подорожавшие до 151 рубля. Другими словами, путь десятка яиц в километр от ворот фабрики торговая сеть оценила почти в 40 рублей. На соседней полке борется за внимание потребителя уже и иностранная продукция.

Уже официально объявлено, что для борьбы с высокими ценами будут беспошлинно ввозить яйца из Турции, Азербайджана и Ирана. Считается, что это должно будет простимулировать конкуренцию среди российских производителей. Но один из ведущих экспертов в области птицеводства, много лет возглавлявший Синявинскую птицефабрику, Юрий Трусов считает — сложившаяся ситуация не то что нестандартная. А буквально из ряда вон.

Казалось бы, яйцо продукт простой. Но до 65% себестоимости продукта, произведённого на крупной птицефабрике, составляют материальные затраты. Корма, расходные материалы. Закупка оборудования, которое раньше активно ввозилось из-за рубежа. Фонд оплаты труда. От 30 до 35% – электричество, логистика, обслуживание и реклама . И при очень больших объёмах производства себестоимость одного яйца — всего 2 рубля. Но вот вопрос. По расчётам экономистов все накладные расходы возросли за год не более чем на 15 процентов, а цены выросли в среднем на 46. Причину здесь видят в законах рыночной экономики.

Специалисты Российской академии народного хозяйства и государственной службы поясняют: повышение цен — следствие накопительного эффекта негативных событий в экономике. Это и закрытие 10% всех птицефабрик в стране за последние 10 лет из-за вспышек птичьего гриппа. И высокая ставка ЦБ — стало сложнее обслуживать кредиты. Самый ключевой фактор — отрасль птицеводства до сих пор одна из самых импортозависимых в России.

Цыплята, то есть, как говорят специалисты, инкубационный материал, который приобретается для разведения кур-несушек. В советское время птицефабрики обеспечивали себя им сами. Несушки породы «русская белая» – когда-то на всех птицефабриках страны их было 30 миллионов. Теперь считанные единицы. Их место даже в фермерских хозяйствах заняли иностранцы.

Для управляющего фермерским хозяйством Евгения Черемисина куры – сфера экспериментальная и побочная. Всего около 300 птиц. Питаются комбикормом и пшеницей, стоимостью 18 рублей за кило, сносят в среднем по яйцу в день. Француженки и чешки приспособились к нашему климату. Вот только из-за мизерных объёмов производства себестоимость одного яйца уже совсем другая, по сравнению с крупной фабрикой.

Вот ещё одно заблуждение, мол, курицы плохо несутся, потому что петухи виноваты. Разъясняем. С точки зрения биологии, яйцо – зародышевая форма, которая выделяется во внешнюю среду. Время от времени курица откладывает, сносит эти яйца, причём независимо от  того оплодотворённые они или нет.

Так зачем же в яйцеводстве петухи? Всё просто. В их присутствии курица получает меньше стресса. А значит, и нестись будет чаще и лучше. Но вот вопрос — почему бы оплодотворённые яйца не использовать для разведения. Ответ. Законы генетики. С каждым поколением качество гибридов снижается. Нужно скрещивать с чистой породой. А их представителей приходится закупать за рубежом.

То есть яйцо не просто пищевой продукт. А во всех смыслах стратегический. Не только для еды, но ещё и для здоровья. И вот немаловажный факт — вакцина, которой мы каждый год прививаемся от гриппа, производится как раз с помощью куриных яиц.

Санкт-Петербургский НИИ вакцин и сывороток. Толстое стекло, строгие правила безопасности. В стерильной комнате специальный аппарат, инокулятор, подсаживает штаммы гриппа в оплодотворённые куриные яйца. Там вирус размножается, через несколько недель содержимое яйца превращается в сырьё для вакцины. Эта партия уйдёт бороться с гриппом в южном полушарии. Конечно, эти яйца не столовые, от здоровых кур, с особыми условиями. Но колебания рынка затронули и эту важнейшую сферу.

Да, наши фармпроизводители обеспечены отечественным сырьём для вакцин. Но то, что куры, которые его производят — сплошь иностранные, повод для беспокойства. Для импортозамещения требуются чистые породные линии. Научная база для которых закладывалась ещё в Эпоху СССР. И продолжает работать сейчас.

Это не фабрика и не ферма, а уникальная коллекция когда-то всесоюзного, а ныне всероссийского института генетики сельскохозяйственных животных в Пушкине. Сегодня насчитывает 32 популяции. Вот бойкая и крупная царскосельская. Вот орловская — выведенная ещё в эпоху Екатерины II. Или поэтическая пушкинская, как из сказки.

Один из недавних поводов для гордости – золотая медаль за выведение породы «Русская белоснежная». Генетический потомок той самой русской белой, только ещё более устойчивый к болезням. Результат труда петербургских учёных — её яйцо обладает идеальными свойствами для будущих вакцин.

Но для того, чтобы труд генетиков превратился в породную линию, необходимы другие масштабы. И производства, и финансирования. Рассказывает директор института Владимир Хлёсткин. В 90-е мы едва не потеряли эту отрасль науки. Бизнес требовал результатов здесь и сейчас, а потому вкладывал деньги в западные стандарты. А наука безнадёжно отставала. Теперь время готовых решений в прошлом. Но на вопрос, что нужно, чтобы, образно говоря, наши русские белоснежные вытеснили французских доминантов, пока нет однозначного ответа.

Вот так, казалось бы, простое яйцо стало символом многих экономических ошибок, сделанных в прошлом. Возможно, их было бы легче исправить, пока санкции, как петух в известной поговорке, нас очень больно не клюнули. Но исправлять их всё равно придётся, другого выхода нет. Так что в опровержении другой известной поговорки, и яйца должны нас тоже чему-то научить. Прежде всего, как не повторять этих ошибок.