АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:
«Искусство есть заражение чувствами других людей» — говорил писатель Лев Толстой. В 2023 году в Петербурге появились новые памятники, которые точно вызвали яркие эмоции и большой интерес.
БЛОК, ИДУЩИЙ СКВОЗЬ ВЕТРА
«Ветер, ветер! На ногах не стоит человек» — Александр Блок. Поэма «Двенадцать». В начале года на улице Декабристов открыли памятник поэту Серебряного века.
Место выбирали долго, много спорили. Первоначально рассматривалась набережная Большой Невки, там Блок провёл детство и юность, потом хотели установить монумент у Введенской гимназии, где литератор учился. Вполне очевидным казался и вход в музей-квартиру поэта. В итоге памятник поставили неподалёку — на улице Декабристов. По замыслу авторов, замкнутый и собранный поэт идёт из дома в город.
Монумент сразу вызвал ожесточённые споры — его даже сравнивали с Пизанской башней. Кого-то фигура пугала, говорили, мол, Блок «нависает над прохожими». Другие наоборот дали высокую оценку — увидели живой не каноничный образ поэта, идущего сквозь петербургские ветра.
Авторы Евгений Ротанов и Иван Кожин сейчас работают уже над новым памятником — певцу Фёдору Шаляпину. Именно их проект победил в конкурсе. Сам монумент установят в Александровском парке возле театра, который носит имя Царь-баса.
ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА В СОВЕТСКОМ ПЕРЕУЛКЕ
Казалось бы, что связывает Петербург, которому 320 лет, и французскую католическую святую Жанну Д’Арк, жившую в XV веке?
Надпись на пьедестале гласит — это «дар французских друзей России, в знак традиционной дружбы российского и французского народов». Автором стал французский скульптор Борис Лежен, учился он, кстати в Ленинграде, в Художественном институте имени Репина.
Первую фигуру автор отлил ещё 11 лет назад. Её установили на родине исторической героини. Скульптура В Советском переулке — подарок французской ассоциации «друзья Жанны Д’Арк» — символ культурной связи двух стран.
Торжественное открытие состоялось в октябре. Почему здесь? Рядом школа, где изучают французский язык и католический собор.
МЕЙЕРХОЛЬД, БЕГУЩИЙ НА СЦЕНУ
Ещё один яркий памятник появился в этом году во дворе у Новой сцены Александринского театра. Он посвящён великому режиссёру-реформатору Всеволоду Мейерхольду.
Многие обращают внимание на неестественную позу и неклассические театральные маски под ногами фигуры. Так автор Алексей Архипов попытался отразить революционность идей режиссёра в театральном искусстве: создание биомеханической системы, изменение сценического пространства.
По задумке скульптора, режиссёр-новатор спешит к зрителю от Новой сцены к основной. Автор взял за основу портрет, написанный Борисом Григорьевым. С этого года Новая сцена Александринского театра носит имя Всеволода Мейерхольда.