В гостях у программы «Утро в Петербурге» Михаил Костик, профессор кафедры госпитальной педиатрии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.
Людмила Ширяева, ведущая: Петербургские врачи продолжают удивлять и радовать своими достижениями. В Педиатрическом университете впервые в России установили недоношенному ребенку редкий кардиостимулятор. В результате мальчик получил шанс расти и развиваться, как обычные здоровые дети. В анамнезе у маленького пациента была неонатальная красная волчанка. Что это за заболевание?
Михаил Костик, профессор кафедры госпитальной педиатрии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Системная красная волчанка – аутоиммунное заболевание, которое сопровождается повреждением органов и тканей на фоне системного воспаления. Дети с этим диагнозом рождаются от матерей с системной красной волчанкой либо похожим заболеванием. Коварство этой болезни в том, что только 30% мам знают о своём заболевании и готовятся к беременности, родам. Специалисты, в свою очередь, также готовы к рождению такого ребенка. В остальных случаях матери не знают о том, что больны, являются носителем специфических антител, которые проникают через плаценту к ребенку вызывая повреждения органов ткани. В трети случаев у мамы присутствуют легкие симптомы, и она думает, что у нее искусственные мышечные боли.
Михаил Спичка, ведущий: Как проявляется этот синдром у новорожденного и была ли в данном случае угроза для жизни ребенка?
Михаил Костик, профессор кафедры госпитальной педиатрии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Самая большая сложность неонатальной красной волчанки — это поражение сердца. Встречается не у всех пациентов и фиксируется обычно во второй половине беременности в виде редких сердечных сокращений плода. Соответственно, это формирование полной поперечной блокады сердца, когда сердце сокращается редко и не в том объёме, в котором необходимо. Единственный способ лечения этого состояния — имплантация электрокардиостимулятора. Другие проявления неонатальной красной волчанки не так тяжелы, это кожные высыпания, изменения со стороны системы крови, печени. Всё это обратимо, и не так тяжело, как сердечная проблема.
Людмила Ширяева, ведущая: В чём была сложность, уникальность этой операции и почему к ней прибегли именно сейчас?
Михаил Костик, профессор кафедры госпитальной педиатрии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Ребёнок исходно был недоношенный, с маленьким весом к моменту рождения, что технически не позволяло установить электрокардиостимулятор. Первым этапом была установка временной электростимуляции. Она позволяла ребенку расти, развиваться и дорасти до необходимого веса, когда был имплантирован постоянный электрокардиостимулятор, которого хватит на 5-10 лет.
Михаил Спичка, ведущий: Почему применяется удалённый мониторинг?
Михаил Костик, профессор кафедры госпитальной педиатрии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: У этого прибора есть уникальная возможность — дистанционный мониторинг. Лечащий врач может через специальное приложение отслеживать всё происходящее с электрокардиостимулятором с теми изменениями сердечного ритма, которые в данный момент происходят у ребёнка.
Людмила Ширяева, ведущая: Кардиостимулятор установлен на 5-10 лет, потом нужно менять батарейку. На какое время устанавливается сам кардиостимулятор?
Михаил Костик, профессор кафедры госпитальной педиатрии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: К сожалению, это нарушение проводимости, полная блокада сердца, которая не лечится лекарственными способами. По мере истощения батареи, что будет видно при помощи мониторинга, будет происходить замена, а кардиостимуляция будет пожизненная.
Михаил Спичка, ведущий: Данный случай первый в России. Почему ранее не применялись такие технологии?
Михаил Костик, профессор кафедры госпитальной педиатрии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Всё связано с техническими особенностями. Потому как это был недоношенный, маловесный ребёнок. Да и неонатальная красная волчанка — достаточно редкое заболевание.