Репортаж Полины Ганичевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И давайте теперь поговорим о нашей повседневной жизни. Наступил декабрь. Дни стали короче. Холод в нашем гранитном городе тоже переносится как-то особенно нелегко. Помните эти описания страданий Акакия Акакиевича Башмачкина, который так неуютно чувствовал себя в Петербурге во время этих холодов? И так было всегда в нашем городе.

И даже сейчас, уже в современном Петербурге, по официальным данным с наступлением первых дней декабря резко возросло количество людей, которые жалуются на нервные расстройства, депрессию. И все мы в этом время немножко Онегины, у которого тоже, помните, «Хандра ждала его на страже, И бегала за ним она, Как тень иль верная жена»…

Причина возникновения этого состояния у каждого, наверное, своя: у Онегина — одна, у нас, жителей Петербурга 21-го века, другая. Но одно остаётся неизменным — депрессия в нашем городе не редкость. А что делать с этим? Почему мы иногда впадаем в такое состояние? И, самое главное, как нам избавиться от него? Об этом — в репортаже Полины Ганичевой».

Об этом состоянии писал ещё Гиппократ, пел Цой, в нём жил Обломов. И сейчас оно прекрасно понятно каждому петербуржцу. Это сезонная депрессия!

Сразу скажем: депрессия может быть метафорой — короткой хандрой с наступлением холодов. А может быть клиническим диагнозом. Главное — вовремя отличить одно от другого.

Как устроена логика любого пациента? Болит зуб — иду к стоматологу. Сердце — к кардиологу. С депрессией так не работает. Нет ни одного физического маркера, чтобы сказать: «О! Болит здесь, значит иду к психологу». И пациент буквально остаётся в тупике: он не понимает, что с ним происходит, как это остановить. И даже на уровне пространства города это читается. Здание самой известной психиатрической больницы в Петербурге — «Пряжки» — находится буквально в тупике. И выход из него только один — к специалисту.

Организм больного депрессией работает по-другому. Он перестаёт вырабатывать нужное количество нейромедиаторов — веществ, при помощи которых нервная система как бы общается внутри себя. Это серотонин и норадреналин. Первый отвечает за настроение, сон, чувствительность к боли; второй влияет на работу сердечно-сосудистой системы, память и концентрацию. Депрессия может привести даже к инвалидности — объясняет психиатр Алексей Демьяненко. Просто развеяться, отвлечься и излечиться не получится.

АЛЕКСЕЙ ДЕМЬЯНЕНКО, психиатр, заведующий городским психотерапевтическим центром городской психиатрической больницы №7 им. И.П. Павлова:

«Раздражает, когда человеку, у которого действительно депрессивное расстройство, ему говорят: «А ты просто не грусти!».  Почему-то людям, у которых пневмония, никто не говорит: «Ты просто гноем не кашляй, и всё будет нормально». Это не то, что послание «Соберись, тряпка! Всё будет хорошо». А ещё практика показывает, что депрессией-то страдают люди, которые очень долго хорошо собирались и терпели».

Сначала вы подавляете организм (ходите на нелюбимую работу, общаетесь с неприятными вам людьми), а потом организм начинает подавлять вас. Но на состояние нервной системы могут влиять и другие — не связанные с нашими решениями — буквально высшие силы.

Гигантское тёмное пятно на Солнце! Направлено прямо на Землю, но в диаметре больше неё в 60 раз. Эту фотографию специалисты NASA опубликовали в начале декабря. Каждое такое пятно «отправляет» на Землю мощные потоки частиц. Положительных и отрицательных ионов. Которые — и это научный факт — для нервной системы человека бесследно не проходят. Объясняет Константин Коротков.

КОНСТАНТИН КОРОТКОВ, доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского НИИ физической культуры:

«Если малое количество отрицательных ионов — организм начинает чахнуть, начинает заболевать. Мы все знаем эти все понятия о негативных частицах, которые накапливаются в организме — вот это как раз влияние положительных ионов. Они накапливаются у нас на коже и они меняют состояние биологических мембран. В первую, очередь клеток кожи. Поэтому есть такое понятие, как заземление, когда человек заземляется — сбрасывает с себя этот заряд и это ему помогает. Поэтому очень хорошо помогает душ. Когда вы принимаете душ, вы смываете с себя вот этот ненужный нам заряд».

И вот геомагнитные бури, короткий световой день, конец квартала на работе  — всё  против человека. Тогда как не впасть в депрессию? Ни в метафорическую, ни в реальную.

Здравоохранение в СССР. В северных районах страны врачи в обязательном порядке назначают детям кварц, который называют искусственным солнцем. Знакомая картина для каждого, кто в Ленинграде ходил в детский сад. Облучение ультрафиолетом. Проще — кварцевание. В 50-е годы прошлого века советские учёные заявляют: ультрафиолет в небольших дозах в холодное время года решит сразу несколько проблем: укрепит иммунитет, поможет нервной системе и поднимет настроение.

— Это то же самое, что солярий? Если мы детей там передержим — они загорят под этой лампой?

НАТАЛЬЯ КОНДРАТЬЕВА, заведующая физиотерапевтическим кабинетом городской поликлиники №19:

«Да. Поэтому дозу нужно было очень тщательно подбирать. Медсестра стоит с секундомером. Всех приводят строго по секундочкам. И даже у взрослых людей в профилакториях это имело широкое распространение. Горно-рудная промышленность (то, что под землёй). Метрострой: машинисты, диспетчеры, вахтёры — все они подвержены риску. Люди, работающие на подводных лодках».

Детский физиотерапевт Наталья Кондратьева и сегодня назначает пациентам подобную процедуру. Но уже локально. Например, для заживления ран.

Отдельный фотарий с большой лампой в 21 веке заменили витамин Д в таблетках, отпуск у моря раз в год и бассейн. Но это уже ответственность лично каждого. А все общеобязательная профилактика хандры, кажется, так и осталась в СССР.

Всем знакомый голос и музыка. Программа «Утренняя гимнастика» с космическими, как бы сказали сегодня, рейтингами. А это значит, что миллионы советских людей синхронно у телевизора поднимали руки и ноги, значит, вырабатывали эндорфин, дофамин, серотонин и норадреналин. А чтобы проснуться к этой программе, нужно накануне лечь пораньше, то есть выработать ещё и мелатонин. Сплошная профилактика депрессии!

Упражнения разрабатывали в НИИ физической культуры, объяснял их (тоже, кстати, методист) Николай Гордеев. Бодрость духа, или как бы сегодня сказали, ментальное здоровье  для Ленинграда и Петербурга было задачей жизненно важной. Ведь в северных регионах случаев заболевания депрессией больше, чем в южных. И так было ещё до появления самого слова «депрессия».

Парадокс: те писатели, что острее других ощущают грусть Петербурга — понимают его лучше всего. И эта самая хандра становится для них вдохновением…  А бессмысленный и тусклый свет — лучшей декорацией для героев. Кстати, его можно увидеть и почувствовать даже сегодня.

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«Вот то освещение, о котором писал Пушкин в «Евгении Онегине»: «Пора меж волка и собаки», то есть время, когда из-за сумерек пастух не отличит одно от другого. А сегодня в Петербурге это просто время после 15:00, когда дневного света уже нет, а электрического еще нет».

И здесь важно прислушиваться к себе. Если в вечных сумерках вам немного грустно —  это хандра. Если уже несколько недель нет сил и желания ни на что — возможно, депрессия. Пора к терапевту.

Это Лукас XIII Великолепный и Мистер Честер. Дипломированные терапевты. Для просто людей — отличный способ регулярно двигаться, гулять, то есть получать серотонин. А людям с клинической депрессией они помогают её пережить.

ЛАРИСА ХОЗЯИНОВА, психолог, руководитель проекта по подготовке волонтёров и собак для социальной работы:

«Случилось что-то тяжёлое… И человек находится в таком замороженном состоянии, не может отреагировать эмоционально на эту ситуацию, и очень редко подпускает именно к себе людей. А собака, она подходит молча. Она может просто положить голову на колени. Человек может просто машинально протянуть руку и её погладить. И случаются такие вещи, которые недоступны нам — людям. Собака порой может сделать такое, что не можем мы с вами».

Канистерапию (буквально — лечение собаками) уже используют сотрудники МЧС на местах трагедий, животные помогают детям с неизлечимыми диагнозами, трудным подросткам, пожилым одиноким людям. Кстати, даже у них — у собак — бывает депрессия. От этого состояния никто не застрахован. И все мы, даже самые взрослые, сильные и самостоятельные иногда очень нуждаемся в помощи. Главное научиться просить о ней. И если этот сюжет вы смотрите с родными, друзьями, собакой — обнимите их прямо сейчас. Медики скажут: это может укрепить иммунитет и поднять настроение. Мы добавим: это просто приятно и важно этой зимой.