ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Одно из главных событий этой недели, которое нас изрядно напугало. Но, слава Богу, всё обошлось. Это пожар в петербургской консерватории. Как только пошла эта информация, буквально весь Петербург произнёс одну фразу: «Да что ж такое! Опять консерватория?»

Да. Какой-то злой рок преследует этот уникальный исторический памятник. Почти 10 лет идёт его реставрация. И суды были. И аресты. И спасали его, что называется, всем миром. Все встали на защиту Консерватории. И президент Путин. И губернатор Александр Беглов. И Валерий Гергиев.

И вот, казалось бы, уже всё наладилось. И пришёл грамотный и толковый подрядчик. И высочайшего уровня реставраторы. И всё было хорошо и замечательно. Но вот новая напасть. Пожар. Слава богу, последствия, по сравнению с тем ущербом, который мог бы быть, минимальны. И, как заявляет подрядчик, сроки сдачи объекта не будут сдвигаться.

Мы должны достроить нашу консерваторию. Великую консерваторию. Это наша, можно сказать,  цивилизационная миссия перед всем культурным сообществом. Ведь именно отсюда начиналось всё то, что потом в истории мировой культуры получило название «русская классическая музыка».

Глинка. Чайковский. Мусоргский. Римский-Корсаков. Шостакович. Всё начиналось здесь. То есть, если бы такой феномен, как «русская классическая музыка» был бы человеком, то в его паспорте в графе «место рождения» стоял бы следующий адрес: «Санкт-Петербург, Театральная площадь, дом 3».

И вот, на этой неделе Консерватория оказалась в огне. Давайте попытаемся разобраться. Какие причины могли послужить причиной этого пожара? Кто виноват? каковы масштабы ущерба. И, самое главное, какой урок мы должны извлечь после всего произошедшего. Давайте разбираться».

Консерватория в огне! В среду, в два часа дня, все информагентства Петербурга буквально взорвались такими заголовками. Всю Театральную площадь заволокло дымом, завесу которого разрезали вой пожарных бригад и проблесковых маячков машин оцепления. Более тысячи строителей, которые работали на объекте, экстренно начали покидать горящее здание.

Ситуацию усугублял тот факт, что буквально в 100 метрах от очага возгорания находилась АЗС. Внимание. 100 метров. От источника огня. До цистерн с бензином. Любой специалист скажет, насколько это опасно. А ещё чуть дальше — историческое здание самого Мариинского театра. То есть в буквальном смысле в этот день сердце театрального Петербурга было в дыму пожара. Единственное, что спасло нас от глобального уничтожения в огне всех исторических корпусов консерватории — это оперативные действия пожарных. Только их мгновенная и оперативная реакция позволила буквально в течение часа ликвидировать огонь. И, по сути, спасти нашу консерваторию. И в тот, момент, когда по городу пронеслась эта мрачная новость, весь Петербург подумал только об одном — боже мой, да сколько можно! Несчастная консерватория! И эта эмоция вполне очевидна. Её мы слышали и раньше. И от Гергиева. И от Путина.

Почти 10 лет. 10 лет идёт реставрация Консерватории. Всё было за эти 10 лет. И хищения. И аресты. И суды. Одну из зим консерватория вообще простояла без, как говорят специалисты, закрытого контура. То есть без окон и дверей. Как это отразилось на исторических интерьерах с уникальными фресками, акустическими возможностями  знают только реставраторы. А ведь это те самые залы великой консерватории, где и начиналась вся русская классическая музыка, которую знает весь мир. От Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова до Гергиева.

Вот почему все в этот день, в день пожара, вздрогнули. Насколько опасной была ситуация, свидетельствует лишь один факт. Вот кадры, которые мы снимали ровно за неделю до пожара в консерватории. Это знаменитая домовая церковь. Построена ещё в 19-м веке. И в ней сохранились росписи 19-го века.  Уникальнейшие интерьеры. Их реставрация была закончена неделю назад. И очаг возгорания находился ровно под ней. Этажом ниже. Страшно себе представить, что могло бы произойти, если бы не профессионализм пожарных, благодаря которому удалось ликвидировать огонь.

Сейчас дознаватели отрабатывают три ключевых версии. Они типичны. Первая — поджог. Поджог с целью получения страховых выплат или ещё каких-то других причин. Вторая — ненамеренные действия каких-то лиц, которые повлекли за собой пожар. Условно говоря, кто-то бросил окурок или не выключил электроплитку. И третья, пока основная, — технологическая. Неправильная работа или эксплуатация теплового оборудования на строительной площадке.

Вы видите различные модификации тепловых пушек, которые используют строители для обогрева помещений во время работы. Есть газовые тепловые пушки. Есть более безопасные — электрические. Какие именно использовались здесь, предстоит установить следствию. Но по мнению экспертов, очень часто строители с целью экономии средств предпочитают использовать старые тепловые пушки. Бывшие в использовании. Или китайские, очень дешёвые, но опасные. Зачем тратиться? Объект будет скоро сдан, необходимость в этих пушках отпадёт. Пусть не такие безопасные, но зато дешёвые.

Отдать должное подрядчику — они оперативно отреагировали на произошедшее. Провели экспертизу на месте происшествия. Ввели дополнительные меры безопасности. И заявили: данное происшествие на сроки сдачи объекта не повлияет. Этот эпический и драматический ремонт нашей Консерватории будет завершён в установленные сроки.

Бог хранил. И Консерваторию удалось спасти. Но это случай должен научить нас одной простой истине — можно долго и много говорить о том, как мы любим и оберегаем наше наследие. Какие большие силы и средства мы вкладываем в его сохранение, реставрацию, восстановление. Много. Долго. Подробно. И потом всё можно потерять в один миг. Из-за одной ошибки. Из-за одного просчёта. Из-за одной халатности или небрежности. Всё. Сразу. В один миг. На этот раз нам повезло. Но кто даст гарантию, что также нам повезёт в следующий раз? И, самое главное,  когда будет этот следующий раз?


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И в продолжение темы надо обязательно сказать — пожары для такого города, как наш, уникального города, который сам по себе представляет музей под открытым небом, пожары — это злой рок. Это беда. Это горе. Сколько пропало в огне за всю историю Петербурга! И сколько ещё может пропасть, если мы будем забывать о том, как это происходит! Быстро, мгновенно. А последствия ужасны, масштабны и безвозвратны. И самое страшное для нас — это забыть про такие случаи. Мы должны о них помнить. Анализировать причины, напоминать, чтобы не было повторений. Тем более, сейчас после очередного пожара на объекте культурного наследия. Поэтому давайте выберем несколько наиболее значимых таких случаев в этой хронике исторических пожаров. Вот наш список. Самые страшные пожары культурного наследия от Ленинграда до наших дней. Хроника событий».

ПОЖАР В БИБЛИОТЕКЕ АКАДЕМИИ НАУК СССР

Одной из крупнейших культурных катастроф для нашего города стал пожар 14  февраля 1988 года. Библиотека Академии наук. Несмотря на то, что потери оказались огромными, причины возгорания до сих пор остаются невыясненными. Было зафиксировано сразу несколько очагов возгорания. Лишь недавно был подготовлен доклад, в котором удалось оценить катастрофические масштабы ущерба. Цитата. «От огня и воды пострадали 22 книгохранилища, общей площадью более 7 тысяч кв. метров. Пожаром было уничтожено более 398 тысяч монографий и периодических изданий, в том числе 210 тысяч отечественных и 188 тысяч зарубежных. Газетный фонд потерял 20 тысяч 640 подшивок. От воды и плесени пострадало 3,6 миллионов уникальных исторических документов». Конец цитаты. И эта беда тогда сплотила весь город. Ленинградцы шли на пепелище. Разбирали книги домой, чтобы их высушить и потом вернуть обратно на хранение. Таким образом, удалось спасти от уничтожения тысячи уникальных книг.

ГЛАВНЫЙ ШТАБ

Первая новогодняя ночь в 21-м веке. 1 января 2001-го года. Пожар на колеснице арки Главного штаба. Причина — петарда, запущенная кем-то из толпы. Уникальный памятник удалось спасти только благодаря оперативным действиям пожарных. Колесницу богини славы Ники потом воссоздали с нуля по старинным чертежам. Найти виновного так и не смогли.

ТРОИЦКИЙ СОБОР

25 августа 2006. Грандиозный пожар на  куполе Свято-Троицкого собора. Реставрация этого уникального собора уже была почти закончена. Оставался только крест. Он и загорелся. Причина — халатность во время проведения работ на строительных лесах. Самый ценный экспонат — икону XV века удалось спасти. Купол и алтарь сгорели полностью. Полностью реставрация завершилась лишь 11 лет спустя, в январе 2017-го. Следствием виновные так и не были названы.

ПОЖАР В КОННОГВАРДЕЙСКОМ МАНЕЖЕ

6 мая 2016 года, Конногвардейский манеж у Исаакиевского собора. По данным МЧС, в здании загорелись деревянные конструкции на чердаке. Здание Конногвардейского манежа было построено в 1807 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Оно является федеральным объектом культурного наследия. Тоже на момент возникновения пожара оно  находилось на реконструкции.

НЕВСКАЯ МАНУФАКТУРА

Пожар в здании Невской мануфактуры. Уникальное историческое здание. Один из памятников промышленной архитектуры Петербурга. Полностью уничтожено огнём. Хотя при тушении были задействованы 350 человек личного состава, 70 единиц техники, 4 вертолета. Трое пожарных получили тяжелейшие травмы, один погиб. Сотрудники МЧС тушили здание пять дней. Инцидент стал самым крупным в новейшей истории города. В ходе внеплановой проверки предприятия было выявлено девять нарушений, в частности отсутствие средств пожарозащиты. Однако судебное разбирательство было прекращено за истечением сроков давности.

ПОЖАР В УСАДЬБЕ РИМСКОГО-КОРСАКОВА

Как тревожное предупреждение перед пожаром в Консерватории. 2 июля 2022 года в деревне Любенск сгорел Мемориальный музей-усадьба Римского-Корсакова. Композитор провел здесь написал свою последнюю оперу «Золотой петушок». В огне сгорели уникальные предметы быта и меблировки этого дома, где жил профессор петербургской консерватории Николай Андреевич Римский-Корсакова. Причина — халатность. Во время 30-градусной жары рабочие производили ремонт кровли и пользовались паяльной лампой. Многие исторические вещи, которые принадлежали нашему великому русскому композитору и сама усадьба полностью уничтожены. Восстановление невозможно. Денег на строительство копии музея усадьбы Римского-Корсакова тоже пока не нашли.