Адмиралтейство — одна из примет, по которой весь мир безошибочно узнает Петербург. А как оно выглядело в первые десятилетия после постройки? Что скрывается внутри его шпиля? И какой по счету кораблик плывет на самой его вершине? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Но, кстати, пожары — это удел и злой рок не только для нас, для Петербурга или России. Все мы помним эпический и страшный пожар в Париже в 2019 году, когда сгорел легендарный собор Нотр Дам Де Пари. Давайте этой картинкой напомним вам об этом происшествии, которое потрясло тогда всю Европу.

Кстати, причина, как и у нас, тоже банальная. Реставрация. Строительные леса. Нарушение правил техники пожарной безопасности. И один и величайших символов европейской цивилизации рушится прямо на глазах у всей Европы.

Но на днях пришла радостная новость. Реставраторы сообщили о том, что закончили восстановление шпиля собора Нотр Дам Де Пари. Вы видите кадры обновлённого собора. Строительные леса пока не сняли. Но Шпиль уже есть. Его восстановили точь-в-точь по историческим чертежам. Через год обещали открыть его.

И это хороший повод поговорить о наших уникальных шпилях, которые и формируют образ Петербурга. И один из них — шпиль Адмиралтейства, воспетый ещё Пушкиным. «И ясны спящие громады пустынных улиц. И светла Адмиралтейская игла». Вот давайте пойдём туда и посмотрим, а как она устроена — эта адмиралтейская игла. Посмотрим изнутри. Как создавалось это чудо петербургской архитектуры. Какие инженерные секреты скрывает шпиль Адмиралтейства? Это эксклюзивный  специальный репортаж нашей программы. Таким здание Адмиралтейства вы ещё никогда не видели. Смотрите. Антон Цуман продолжит тему».

В этой точке сходятся два проспекта (Невский и Вознесенский) и одна улица (Гороховая). Так и получается знаменитый Невский трезубец. Контуры которого можно рассмотреть на генеральном плане Санкт-Петербурга 1737 года авторства Петра Еропкина. Что символично. Главные городские перспективы ведут к олицетворению главной отрасли Петербурга. Месту, где строят корабли.

С краеведом Александром Чернегой идём вдоль дорожек Александровского сада. Сейчас уже ничто не напоминает о том, что когда-то на месте центрального фонтана был крепостной бастион. А вместо застройки на противоположной стороне проспекта — был луг, или точнее эспланада.

Сегодня Адмиралтейство — это ещё  точка, с которой можно наблюдать за тем, как растёт и развивается Петербург. Судите сами. Эту фотопанораму сняли с башни Адмиралтейства в середине 19 века. В 1999 году её повторил фотограф Сергей Компанийченко. И сегодня с этой точки можно увидеть, как живёт  Петербург.

Как в первые годы после постройки, так и в наши дни Адмиралтейство — объект стратегический, главный штаб военно-морского флота. Естественно, военных секретов мы открывать не станем, но вот архитектурно-инженерные тайны Адмиралтейского шпиля слегка приоткроем.

Башня адмиралтейства — то место, где в прямом смысле можно оказаться между двух веков. Вот 19 век — Захаров. А вот 18 век — Коробов. Получается, внутри башни Адмиралтейства спрятана ещё одна башня.

Да, это ничто иное как стены первого каменного Адмиралтейства. Эти арки — бывшие оконные проёмы. На кирпичной кладке сохранились детали декора. Но самое завораживающее зрелище начинается уровнем выше. Прочная, математически выверенная паутина деревянных балок, которые сплетаются в неповторимый инженерный узор 18 века.

А на уровне верхнего балкона можно обнаружить теперь навсегда закрытые ставни прежней башни. Из тех времён, когда она выполняла функцию пожарной каланчи и сигнального маяка при наводнениях. Теперь за ними скрывается механизм адмиралтейскийх часов.

Так и получается, если взглянуть на башню в разрезе, можно без труда убедиться. Зодчий Андриян Захаров, которому поручили перестроить Адмиралтейство в начале 19 века, не стал разрушать творение Коробова. А оставил его в основе. И благодаря этому мудрому решению мы имеем возможность увидеть инженерную мысль времён императрицы Анны Иоанновны.

Этот макет был создан по инициативе заслуженного реставратора Виктора Ивановича Живана. В начале 2000-х он был одним из тех, кто к 300-летию Петербурга возвращал Адмиралтейству былую красоту. Его сын, Тарас Живан, который сегодня руководит отцовской мастерской, вспоминает: одной из самых трудоёмких работ было восстановление скульптурных дельфинов у флагштоков невских павильонов.

А вот интересный факт про сами павильоны. Сегодня это въездные ворота. А в то время, когда Адмиралтейство, по сути, было главной верфью Петербурга, там проходил водный путь для доставки людей и грузов со стороны Невы.

Но в конце 19 века, когда верфь в стенах Адмиралтейства была ликвидирована, встал вопрос — что делать с освободившимся пространством. Были планы сделать широкую набережную с площадью.

Но военные чиновники того времени распорядились более прагматично. Продали землю под застройку. Так на карте города появились дворец, несколько доходных домов и четыре «морских» переулка: Керченский, Азовский и Черноморский. Но по-прежнему об историческом предназначении Адмиралтейства напоминает один из самых высоких символов. Кораблик-флюгер на его шпиле.

В Центральном музее военно-морского флота, помимо личных вещей Петра Первого, в том числе и сопровождавших его во время работ на Адмиралтействе, одним из первых и самых интересных экспонатов стал один из его флюгеров-корабликов, переданный в музей после реставрации 1886 года.

Именно возобновлённый, то есть взамен утраченного. Это, как уверяют исследователи, четвёртый кораблик, прослуживший 40 лет. Именно ему на смену пришёл тот, который мы видим на шпиле сейчас, пятый. После реставрации 1999 года — они действительно выглядят как братья-близнецы. Но так было не всегда.

Кадры реставрации 1977 года. Можно заметить, что в носовой части корабля не хватает флажка — гюйса. Его срезало осколком бомбы в годы блокады. Тогда восстанавливать его не стали. И на многих ленинградских сувенирах тех лет он так и изображался. Без гюйса.

И в этом вся суть нашего адмиралтейства. Быть культурной, географической и высотной доминантой Петербурга. Воплощением безупречной архитектурной и инженерной мысли. Символом мощи российского флота и символом города, где этот флот строился и продолжает строиться. Тем, без чего Петербург не был бы тем Петербургом, каким его знают во всём мире.