Сколько зарабатывают на предметах старины? И кто контролирует этот рынок? Репортаж Натальи Медведевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Очень интересная новость для тех, кто интересуется судьбой различных культурных артефактов. На днях на аукционе продали уникальный автограф Николая Васильевича Гоголя. Причём, это не копия, не подделка. Этот лот выставлялся на продажу после заключения со стороны специалистов из нашего Пушкинского дома. Они подтвердили: да, это автограф действительно написан рукой Гоголя. На одном из изданий «Одиссеи» в переводе Жуковского. На странице 19 сверху оставлена надпись чернилами: «Прошу Вас принять этот / журнал любящий Вас / Н. Гоголь». Надпись сделана концентрированными железо-галловыми чернилами, которые даже проявивились на обороте листа.

А теперь внимание. Продали этот автограф Гоголя за 18 млн. рублей. Цена хорошей квартиры в Петербурге, между прочим. 18 млн. рублей. И этот случай — хороший повод задуматься, а как попадают на эти аукционы уникальные исторические артефакты? Кто получает прибыль? Какова вероятность того, что на них не продают предметы с так называемого чёрного рынка антиквариата? И какими событиями сейчас вообще живёт столица русского антиквариата (а это, как известно, наш Санкт-Петербург)? Об этом в репортаже-исследовании Натальи Медведевой».

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:

«Описание всех проживающих в Российском государстве народов. 1799 год. Стартовая цена этой книги, напечатанной в эпоху Павла Первого, — 950 тысяч рублей. Редкое издание. Музейная ценность. А ещё это самый дорогой лот на аукционе предметов старины. Покупатели предложили за нее почти вдвое больше».

Российский рынок антиквариата. Прибыльный. Его оборот — 100 миллиардов рублей в год. Покупка ценных предметов старины считается хорошей инвестицией. А продажа приносит большие деньги. За всё время существования Петербурга на ней зарабатывали разными способами.

Самая верхушка айсберга современного рынка антиквариата — аукционы. Российский аукционный дом. Полное описание Исаакивского собора на французском языке. Автор — Огюст Монферран. Стартовая цена — 550 тысяч рублей. План Санкт-Петербурга конца 18 века — 200 тысяч рублей. И еще десятки ценных экспонатов. В этой комнате антиквариата более чем на 15 миллионов рублей.

Их судьба решается с молотка. Современные аукционы. Это несколько человек в зале. В основном сотрудники. Основная борьба разворачивается дистанционно. Делать ставки по телефону или в интернете может любой желающий. Вещь достается тому, кто предложит больше.

СВЕТЛАНА ЧЕСТНЫХ, главный эксперт департамента по работе с антиквариатом и предметами искусства Российского аукционного дома:

«Вещь, которая прошла аукцион, приобретает историю. Один, второй, третий аукцион за последние 15 лет — она повышается в цене. Можно проследить историю. Коллекционеры это ценят».

А как вообще предметы антиквариата попадают на рынок? Ценные вещи на торги выставляют коллекционеры, чтобы обновить свое собрание антиквариата. Также дилеры, для которых перепродажа предметов старины  — это способ заработка. Или наследники, которым старинные вещи достались от бабушек и дедушек.

Стоимость ценных предметов определяют антиквары. На торги в Аукционном доме «Литфонд» в Москве выставили автограф Гоголя. За 18 миллионов рублей. Подлинность подтвердила научная экспертиза. Аукционы проходят открыто. А значит перед покупкой со всеми документами можно ознакомиться, говорит генеральный директор «Литфонда» Сергей Бурмистров.

СЕРГЕЙ БУРМИСТРОВ, генеральный директор ООО «Литфонд», генеральный директор аукционного дома «Литфонд»:

«Это не продажа в подворотне спупщикам. Это открытые торги, где владелец предмета получит максимальную цену. Сделка абсолютно законная. Это самый безопасный инструмент для приобретения серьезных вещей».

В 99% случаев предметы на аукционах подлинные. Если их покупают, выгоду получают все. Сам покупатель — редкий предмет в коллекцию. Продавец — деньги. А аукционный дом — 20% от цены молотка, то есть конечной суммы, за которую уходит антиквариат.

Торговля предметами старины — это процесс-купли продажи, где выручка исчисляется шестизначными суммами. Рынок антиквариата — источник больших денег. Он начал формироваться еще до революции.

История антиквариата в России начинается в Петербурге в эпоху Петра. В порты приходят корабли, загруженные бронзой, статуями, картинами. Богатейшие семьи империи формируют свои коллекции. Спустя полтора века в городе появляются первые специализированные лавки по продаже ценных предметов.

В Петровское время из таких серебряных стаканов дворяне пили спиртное. В наше время — редкий экземпляр. Стоимость — 200 тысяч рублей. Директор антикварного магазина Андрей Лещинский рассказывает: стоимость старинных вещей зависит от их возраста и редкости. Продавец сам назначает стоимость. Торг приветствуется.

АНДРЕЙ ЛЕЩИНСКИЙ, директор антикварного  магазина:

«Это литография по рисунку самого известного художника того времени — Шарлеманя. Фиксированной стоимости нет. И быть не может. Наценка, которую вы здесь видите, 190 тысяч рублей подразумевает, что покупатель поторгуется. Люди любят торговаться. И я не хочу лишать их этого удовольствия. Антикварный магазин — это место, где покупатель хочет получить удовольствие. Он хочет расслабиться, получить скидку. Мы стараемся это предоставить».

Современное отношение к антиквариату как к покупке для удовольствия сохраняется до революции. А после — антикварный рынок уходит в  подполье. Торговля ценными предметами старины становится способом наживы.

Когда вокруг Ленинграда сомкнулось блокадное кольцо, появились те, кто пытался заработать на общем горе. За буханку хлеба или банку сгущенного молока спекулянты просили огромные суммы. Одним из них был Семён Каждан. Он разбогател в блокадном Ленинграде на продаже афганского риса. Крупу везли через Ташкент, где у спекулянта были связи.

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:

«Здесь, на Мальцевском рынке, работало фотоателье, где подпольно торговали рисом. За стакан просил 500 рублей или драгоценности и антиквариат. Когда спекулянта поймали,  в его квартире обнаружили 700 тысяч рублей и 360 тысяч долларов. Астрономическая сумма».

После войны черный рынок антиквариата составлял 80 процентов от всей торговли старинными вещами. Процесс купли-продажи надежно скрывали от посторонних глаз.

Пик нелегальной торговли антиквариатом пришелся на 90-е. Помните так называемое «Дело Якубовского»? Крупное хищение из российской национальной библиотеки. Его тогда назвали кражей века.

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:

«Взломщики проникли на территорию библиотеки через ворота на улице Cадовая. Через них и  выносили украденное. Все поместилось в большом чемодане и четырех сумках. Внутри находились 92 древние рукописи стоимостью почти 140 миллионов долларов».

Реализация каждой книги за границей по отдельности могла превысить стоимость в 300 миллионов долларов. Все рукописи похитители хранили  в съемной квартире в Купчино, где их и арестовали. А книги вернули в библиотеку.

Торговля крадеными в 90-е предметами антиквариата по прибыльности соперничала с продажей оружия или наркобизнесом. Говорит Владислав Кириллов, начальник бывшего  «Антикварного» отдела полиции. Подразделение сформировали в середине нулевых, чтобы расследовать хищения антикварных предметов. Но в 2014-м закрыли. Оптимизация. Кому он тогда помешал? Вопрос остаётся открытым.

В Петербурге и сейчас существует чёрный рынок антиквариата. Если ценный предмет попал к спекулянтам, его сложно найти и вернуть в музей.

ВЛАДИСЛАВ КИРИЛЛОВ, начальник антикварного отдела ГУВД 2004 – 2014 г., полковник полиции в отставке:

«Чтобы создать единый банк данных, нужно, чтобы была единая научная система описания предмета, которой нет. Каждый пишет, как он понимает в меру своего образования. И тому, как научили в музее. Допустим. Предмет похищен. Была бы общая база. Понимание, каким образом фотофиксируется предмет, какие у него отличительные признаки. Тогда это дает нам возможность уверять, что именно этот похищенный предмет мы разыскиваем».

Так антиквариат и теряется на черном рынке. Вот только заработать на нем сейчас сложнее в связи с нынешними экономическими условиями. Краденный антиквариат не вывезти за границу. А на российском рынке он теряет свой статус. Для коллекционеров важно купить не только сам предмет, но и его историю. Документы с аукционов и информацию о бывших владельцах.

Эта елочная игрушка, как и другие на прилавке, в комиссионный магазин попала, что называется, «с рук». Свой магазин Григорий открыл три года назад. Зал буквально завален антиквариатом. Сюда петербуржцы несут старинный фарфор, хрусталь, книги. Григорий говорит: сейчас торговать старинными вещами стало сложнее. В комиссионный магазин чаще заходят продать вещи, а не купить.

ГРИГОРИЙ ПЕТУХОВ, владелец антикварного магазина:

«Кому-то надо освободить квартиру, потому что он хочет ее сдавать. Кто-то приезжает. Кто-то получил наследство. Хочет разобраться, что ценное, за что можно получить деньги. Кому-то просто нужны деньги. У него есть вещи, которые он хочет продать».

Антикварные магазины — как машина времени. Этот выглядят, как огромная квартира, где смешались эпохи. Здесь и дореволюционный чернильный набор за 15 тысяч. И советский буфет за 50.

Екатерина, хозяйка магазина, называет его «склад». Говорит, здесь антиквариатом торгуют не только для больших денег. Но ещё и для души.

ЕКАТЕРИНА АРХИПОВА, управляющая ретро-складом:

«Изначально это собиралось для себя. Это бизнес по призванию. Просто люди приходят посмотреть, как в музей. А зачем приходят? Ностальгия. Многие говорят, «у моей бабушки вот это было»».

Антиквариат — это валюта прошлого. Того Петербурга, который давно от нас ушел. Его можно купить за шестизначные суммы. Или взять дешевле — в комиссионке. Вот так он продается. Антиквариатом в Петербурге торговали, торгуют и будут торговать. Предметы старины, несмотря на их ценность и историю — это товар. И если его покупают, значит рынок живет и развивается, ценою нашего наследия. Главное, за этим простым процессом купли-продажи, его не потерять.