В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ася Бельгесова, специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и Антарктического научно-исследовательского института и Полина Солощук, специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и Антарктического научно-исследовательского института.
Ксения Бобрикова, ведущая: В Южном полушарии продолжается фотоохота за самым большим айсбергом в мире. Во вторник, 5 декабря, ученые британской антарктической службы смогли запечатлеть снежного гиганта, а также взять для исследования образцы льда. Напомним, что айсберг под названием А23а откололся от края Шельфового ледника Фильхнера еще в 1986 году, но почти 40 лет провел на мели в море Уэдделла. Только в конце ноября этого года гигант вырвался на свободу и начал двигаться в море Скоша.
Николай Растворцев, ведущий: Почему именно такое название у айсберга?
Полина Солощук, специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и Антарктического научно-исследовательского института: Все просто, по международной классификации айсбергов, а вся Антарктида делится на 4 квадранта, то есть это A, B, C и D. В зависимости от того в каком месте айсберг откололся присваивается первая буква, цифра — это порядковый номер айсберга и последняя цифра — это когда айсберг раскалывается на несколько частей, то есть ему опять присваивается буква.
Ксения Бобрикова, ведущая: Самый большой айсберг в мире откололся от ледника в 1986 году, почему тогда к нему не было так приковано внимание, как в XXI веке?
Полина Солощук, специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и Антарктического научно-исследовательского института: Во-первых, это был 1986 год, тогда не так было развито телевидение, пресса и все остальное. Первое время о нем много говорили, потому что там находилась наша станция «Дружная-1», ее спустя полгода эвакуировали — все оборудование с этого айсберга. Потом было написано множество статей в научных журналах. Далее он просто сел на мель и стал неинтересен. Прошлой осенью он начал шевелиться на мели и весной этого года начал активное движение, поэтому снова появился к нему интерес.
Николай Растворцев, ведущий: Могли бы на айсберге остаться ученые, чтобы не из космоса следить, как он передвигается или это опасно?
Полина Солощук, специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и Антарктического научно-исследовательского института: Сейчас нет в этом необходимости, спутников много — следить за ним и так можно.
Николай Растворцев, ведущий: Известно ли куда он движется?
Полина Солощук, специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и Антарктического научно-исследовательского института: Да, у нас есть два сценария, куда он движется: первый, который мы считаем основным — его сейчас вынесет в море Скоша и дальше его подхватит течением западных ветров, и он будет дрейфовать на запад.
Ксения Бобрикова, ведущая: Может ли он как-то повлиять на судоходство, на флору и фауну?
Полина Солощук, специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и Антарктического научно-исследовательского института: Он очень огромный и для судоходства не представляет опасность, потому что его видно и на снимках, и на судовых локаторах, и даже с мостика судна его сложно не заметить.
Николай Растворцев, ведущий: Начал свою работу XIII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее». Одна из главных тем — это организация круглогодичного маршрута по Северному морскому пути. Насколько мы близки к тому, чтобы этот маршрут не был такой фантастикой?
Ася Бельгесова, специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и Антарктического научно-исследовательского института: Задача Правительства у нас поставлена, мы стремимся к ее реализации и уже в этом году планируется начать круглогодичную навигацию в восточном направлении по Северному морскому пути, то есть это уже ближайшее будущее.
Ксения Бобрикова, ведущая: Правильно ли я понимаю, что Арктика быстрее, чем Антарктика освобождается от льдов, и какие прогнозы по климату делают ученые?
Ася Бельгесова, специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и Антарктического научно-исследовательского института: Точных прогнозов никто дать не может, климат — это очень непостоянная структура и нужно понимать, что Земной шар как песочные часы — где-то убыло, где-то прибыло. Например, в Арктике на данный момент льды быстро освобождают площадь, а в Антарктиде сейчас фиксируется, наоборот, увеличение площади ледяного покрова. Несколько десятков лет назад была ровно противоположная ситуация. Если говорить о таких перспективах, то к середине нашего века льды в Арктике сохранятся в летнее время, будет минимальное количество ледяного покрова, но зимняя навигация будет всегда сопровождаться льдами независимо от глобального потепления.
Николай Растворцев, ведущий: Сегодня основные направления арктической повестки — это постоянное судоходство?
Ася Бельгесова, специалист Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и Антарктического научно-исследовательского института: Да, это постоянная навигация в восточном направлении, в западном секторе Северного морского пути навигация круглогодичная уже порядка 15 лет. В восточном направлении были организованы сверхранние, сверхпоздние рейсы — это где-то январь и май, но в основном навигация работает с июня по октябрь. Это наша главная повестка и задача. Мы ведем ежедневный мониторинг ледовой обстановки, создаем фактически ледовые карты на основе спутниковой информации и производим краткосрочные ледовые прогнозы таких характеристик, как дрейфы, распределение, сжатие, разряжение — это самые необходимые характеристики для непосредственной работы в Арктике судов. Еще мы можем дать рекомендации по маршруту следования через льды, зная, например, ледовый класс судна, задачи, есть ли у него ледокольное сопровождение или нет.