На связи со студией программы «Утро​ в​ Петербурге» Анна Карганова, искусствовед, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Музея-заповедника «Царицыно».

Василий Киров, ведущий: Продолжается юбилейный год 320-летия Санкт-Петербурга, и мы по традиции рассказываем о всех самых значимых событиях, которые посвящены юбилею любимого города, жизни первого российского императора Петра I.

Людмила Ширяева, ведущая: Петр Алексеевич был провозглашен царем в десятилетнем возрасте, и ребенком уже готовился к будущей судьбе, проявлял интерес в разных сферах государственного управления.

Василий Киров, ведущий: В династии Романовых мало было родиться, нужно было получить специальное образование. В Царицыно открывается выставка «Стать Романовым. Воспитание и образование в императорской семье» — масштабный межмузейный проект, в котором участвуют экспонаты и из Петербурга. Насколько мог растянуться путь становления Романовым?

Анна Карганова, искусствовед, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Музея-заповедника «Царицыно»: Становление Романовым, наверное, продолжается всю жизнь, но мы охватываем период от самых первых моментов того, как рождался наследник до момента принятия присяги, когда он вступал на государственную службу. Рассказываем посетителям про весь путь, про то, какие традиции сопровождали, как строилась система воспитания наследников в царской семье.

Людмила Ширяева, ведущая: Кто мог вести юных коронованных особ по жизни кроме родителей?

Анна Карганова, искусствовед, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Музея-заповедника «Царицыно»: У наследников была кормилица — это очень почетная должность, их специально выбирали. Потом у кормилицы была достаточно хорошая жизнь, благодаря этому. Нанимали нянь, воспитателей — программа воспитания и образование тоже специальные. Вместе с царскими детьми брали ровесников, чтобы создавать какой-то соревновательный элемент между мальчиками и ставить кого-то в пример.

Василий Киров, ведущий: На выставке сотни экспонатов: тетрадки Александра II и глобус Павла I, есть ли в них какие-то интересные заметки юных царей, на что стоит обратить внимание?

Анна Карганова, искусствовед, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Музея-заповедника «Царицыно»: Тетрадки — это учебные материалы, поэтому, наверное, интересно обратить внимание на то, какие пометки делала там Мария Федоровна. Например, вот это верно написано, тут надо поправить. Очень интересные у нас дневники, потому что по ним можно понять, о чем вообще цесаревичи думали. Например, у нас есть сочинение Николая I о ценности времени, о том, что такое время, как оно быстротечно. Мне кажется, что на эти размышления стоит обратить внимание.

Людмила Ширяева, ведущая: Выставка поделена на три части: детство, образование и присяга, отличались ли эти системы у разных царских деятелей?

Анна Карганова, искусствовед, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Музея-заповедника «Царицыно»: На самом деле, нет. Может быть, была разница во времена Александра II, то есть цесаревичам уделялось больше внимания, но, например, Николай I считал, что всех надо воспитывать одинаково и образование должно быть одинакового качества. Углубленная подготовка начиналась, когда уже были государственные науки, то есть в 15-16 лет, когда готовили к присяге.

Василий Киров, ведущий: В выставке принимают участие экспонаты из разных музеев, в том числе из Петербурга, что лично для вас стало особенно интересным и ярким?

Анна Карганова, искусствовед, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Музея-заповедника «Царицыно»: Сейчас вы показывали модель Солнечной системы, которая принадлежала детям Николая I, мне больше всего понравились экспонаты-модели. Показывали также модель Антонио Кики, которую Екатерина II заказала для внуков, когда Александру был только месяц отроду. Она заказала набор из тридцати четырех моделей, чтобы потом внуки могли учиться рисовать с этих моделей. По ним рисовали и Александр II, и Александр III, даже великая княжна Мария Николаевна. Такие прикладные вещи, которые специально создавались для того, чтобы дать наиболее полное представление об устройстве каких-то вещей, меня лично занимают больше всего. Конечно, не могу не отметить мемориальные вещи, которые принадлежали именно наследникам. Например, крестильный комплект цесаревича Алексея — прекрасное роскошное крестильное платье. Это очень ценные и очень красивые вещи.