В гостях у программы «Утро в Петербурге» Антон Жиленков, декан факультета Цифровых промышленных технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.
Людмила Ширяева, ведущая: Специалисты Санкт-Петербургского государственного морского технического университета создали уникального робота, который поможет очистить корпуса судов от водорослей и микроорганизмов прямо в море.
Василий Киров, ведущий: Все дело в том, что подводная часть судов довольно часто обрастает водорослями — это плохо отражается на мореходных качествах и увеличивает даже расход топлива.
Людмила Ширяева, ведущая: Расскажите нам об этом роботе, как он выглядит?
Антон Жиленков, декан факультета Цифровых промышленных технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета: Если провести аналогию с животным миром, то он подобен геккону. Закрепляется на стенке и ползает, в том числе, по отвесным поверхностям.
Василий Киров, ведущий: Почему возникла такая необходимость в создании этого способа очистки?
Антон Жиленков, декан факультета Цифровых промышленных технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета: Во-первых, чистить надо периодически, таково требование. А чтобы осматривать состояние корпуса судна, приходится вызывать специальных водолазов с устройствами – это опасно и дорого. Либо ставить судно в док — это долго и тоже дорого. Такие системы востребованы — позволяют прямо в акватории проводить работы. Пока это стадия испытания, со следующего года с весны планируется уже изготовление.
Людмила Ширяева, ведущая: В чем экологичность такого устройства?
Антон Жиленков, декан факультета Цифровых промышленных технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета: Сейчас в основном чистка производится либо песком, либо щетками. Вся эта взвесь, если делать в открытом море, наносит урон экологии.
Василий Киров, ведущий: Как часто нужно чистить корпус судна, и как быстро очищает его робот?
Антон Жиленков, декан факультета Цифровых промышленных технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета: Как минимум раз в год осмотр судна и очистка, в зависимости от площади поверхности корабля. Если одним роботом, то может занять в зависимости от степени очистки несколько дней.
Василий Киров, ведущий: Робот делает все самостоятельно или за ним нужно следить?
Антон Жиленков, декан факультета Цифровых промышленных технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета: Возможны два варианта, оператор по умолчанию может управлять, дальше есть какая-то программа минимум. То есть задаем какую площадь очистить, и он сам по ней ползает, составляет карту и очищает. На более сложных поверхностях желательно иметь какую-то карту поверхности судна. Также можно чистить большие буровые нефтедобывающие вышки, как раз делаем робота, который будет очищать такую поверхность.
Василий Киров, ведущий: Может ли робот чистить гранитные набережные или мостовые?
Антон Жиленков, декан факультета Цифровых промышленных технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета: Да, мы прорабатываем параллельно, чтобы создать линейку роботов, впоследствии каждый робот будет выполнять свою определенную задачу.
Людмила Ширяева, ведущая: Есть ли название у робота?
Антон Жиленков, декан факультета Цифровых промышленных технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета: Рабочее название «Экобот».