В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Тарас Манилык, волонтер и активист Эко-движения «Зелёная Арктика», представитель Центра Арктических инициатив при Комитете Санкт-Петербурга по делам Арктики и Екатерина Дрюкова, студентка экологического факультета Российского гидрометеорологического университета, участница эко-экспедиций в Арктику.

Ксения Бобрикова, ведущая: Экоактивисты движения «Зелёная Арктика» каждый год отправляются в экспедиции для уборки арктических территорий.

Тимофей Зудин, ведущий: Часть территории Арктики — берег Обской губы, где река Обь впадает в море. Она захламлена наследием советских времен: ржавые бочки, техника. Для чего там все убирать, ведь населенных пунктов поблизости нет?

Тарас Манилык, волонтер и активист Эко-движения «Зелёная Арктика», представитель Центра Арктических инициатив при Комитете Санкт-Петербурга по делам Арктики: Подобная ситуация характерна не только для бассейна Оби, но и для всей территории Севера и Арктики практически по всему периметру. Каждые 50-100 километров можно найти захламление. Уборка — это в первую очередь фасад нашей страны, но кроме эстетической составляющей, есть и экологическая причина. Мы говорим о тысячах бочек ГСМ, и они являются основным загрязняющим материалом. 

Тимофей Зудин, ведущий: Что такое ГСМ?

Тарас Манилык, волонтер и активист Эко-движения «Зелёная Арктика», представитель Центра Арктических инициатив при Комитете Санкт-Петербурга по делам Арктики: ГСМ — это горюче-смазочные материалы, такие как бензин и мазут. Все было сброшено одним днем, сейчас гниет, попадает в воду, в бассейн реки, а эти реки питают города и поселения. Все это влияет на всю экосистему в целом и популяцию животных.

Ксения Бобрикова, ведущая: Куда отправляется мусор и металлолом после сборки?

Тарас Манилык, волонтер и активист Эко-движения «Зелёная Арктика», представитель Центра Арктических инициатив при Комитете Санкт-Петербурга по делам Арктики: Одна из самых главных проблем — вывоз. Логистика очень сложная и дорогая, поэтому весь этот мусор локализуется в определенной точке и в сезон навигации вывозится баржами в ближайший портовый город.

Ксения Бобрикова, ведущая: Екатерина, что там делают хрупкие девушки?

Екатерина Дрюкова, студентка экологического факультета Российского гидрометеорологического университета, участница эко-экспедиций в Арктику: Можно проводить экологические исследования, но в большинстве случаев мы собираем металлолом. 

Тимофей Зудин, ведущий: Сбор металлолома на арктическом ветру — задача не из легких. При этом конкурс среди волонтеров — 14 человек на место. Что ведет людей туда, что тянет?

Тарас Манилык, волонтер и активист Эко-движения «Зелёная Арктика», представитель Центра Арктических инициатив при Комитете Санкт-Петербурга по делам Арктики: У каждого участника есть своя мотивация, но думаю, что всех объединяет любовь к Северу, к Арктике и желание изменить этот мир к лучшему. 

Ксения Бобрикова, ведущая: Что самое сложное в экспедициях?

Екатерина Дрюкова, студентка экологического факультета Российского гидрометеорологического университета, участница эко-экспедиций в Арктику: В целом с условиями можно справиться. Экспедиция длится всего 2 недели, и живешь там хорошо и спокойно. Единственное, я очень скучала по друзьям.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как был организован быт?

Тарас Манилык, волонтер и активист Эко-движения «Зелёная Арктика», представитель Центра Арктических инициатив при Комитете Санкт-Петербурга по делам Арктики: Все экспедиции разные, они не повторяются, и в каждой разные условия. В каких-то это палатки, в других, старые заброшенные здания метеостанций или полярный модуль. Возможно полное отсутствие воды и отопления, минимальные условия и комфорт.

Тимофей Зудин, ведущий: Какое самое яркое впечатление об Арктике?

Екатерина Дрюкова, студентка экологического факультета Российского гидрометеорологического университета, участница эко-экспедиций в Арктику: В последней экспедиции в августе — сентябре, мы застали смену сезонов на Полярном Урале. Мы стояли, закутавшись в одеяла, смотрели на Северное сияние, и неожиданно на нас надвинулся густой туман, через который ничего не было видно. Отошел он также резко, и сияние засверкало в несколько раз сильнее. Невероятно красиво было.

Тимофей Зудин, ведущий: С 16 — 18 ноября в Метеорологическом университете будет конференция, посвященная Арктике. Как будет участвовать «Зелёная Арктика»?

Тарас Манилык, волонтер и активист Эко-движения «Зелёная Арктика», представитель Центра Арктических инициатив при Комитете Санкт-Петербурга по делам Арктики: Мы обязательно примем участие и более подробно расскажем о тех экспедициях, которые мы провели за последние 10 лет. Расскажем, как принять участие в них, какие требования для участия. Покажем небольшие фото и видео о том, что ждет волонтеров в наших экспедициях и для чего все это делается.

Ксения Бобрикова, ведущая: Расскажете ли про спасение белого медведя?

Тарас Манилык, волонтер и активист Эко-движения «Зелёная Арктика», представитель Центра Арктических инициатив при Комитете Санкт-Петербурга по делам Арктики: Была такая история. Одни из первых экспедиций у нас проходили на острове Белый, и там был найден раненый маленький медвежонок. Видимо он пострадал от рук браконьеров, и его родители погибли. Мы его взяли в лагерь, волонтеры вылечили его, накормили и связались по спутниковой связи со специалистами в Москве. Когда мы возвращались из экспедиции, он прилетел с нами и с борта самолета его забрали на Большую землю. Сейчас он уже большой и живет в Нижнем Новгороде в зоопарке.