В гостях у программы «Утро в Петербурге» Всеволод Вишневецкий, председатель Общественной организации потребителей «Общественный контроль».

Тимофей Зудин, ведущий: Газета «Петербургское качество» отмечает своё 25-летие.

Людмила Ширяева, ведущая: Срок существования газеты уже говорит о ее качестве и нужности, какие промежуточные итоги можно подвести под таким двадцатипятилетием?

Всеволод Вишневецкий, председатель Общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Главный итог — то, что мы смогли нашим петербуржцам вернуть потребительское достоинство, потому что, придя в магазин, мы не хотим быть обманутыми и отравленными. Часто за красивой этикеткой и ценником не видим, что же там внутри. Газета «Петербургское качество» — это первая в России газета по защите прав потребителей, которая ввела формат независимой экспертизы. Мы стали закупать продукты в магазинах, направлять их в государственные аккредитованные лаборатории, получать протоколы испытаний и доносить до потребителей всю правду, которые скрывают красивые этикетки и упаковки. Информировать людей о том, что внутри товаров, тем самым защищая их права и интересы.

Тимофей Зудин, ведущий: Просматривая интернет-версию газеты, можно заметить, что есть какие-то «вечные» темы, а есть ли темы, которых «Петербургское качество» не касается?

Всеволод Вишневецкий, председатель Общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Таких сфер, наверное, нет, чтобы было все хорошо, но, если говорить о продуктах питания, то, конечно, минимальная наша зона внимания — это те продукты, в которых рука человека не касается или касается минимально. Это овощи, фрукты, крупы. Но там, где присутствует человеческий фактор — переработанные пищевые продукты, которые превращаются в сырье, очень много операций и присутствует подвох. 

Людмила Ширяева, ведущая: На этой неделе отмечается Всемирный день качества, 9 ноября, как Общественный контроль празднует эту дату?

Всеволод Вишневецкий, председатель Общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Праздником, конечно, это можно назвать с большой натяжкой, потому что, когда мы проверяем продукты и видим, что на этикетке указан ГОСТ, а товар ему не соответствует, то мы возмущены. Поэтому уведомляем об этом надзорные органы, которые принимают меры в рамках своей компетенции по изъятию продукции. В этом смысл нашей работы — это и есть праздник и повод обратить внимание на качество продукции и свои права, как их защищать.

Тимофей Зудин, ведущий: Несколько известных сетевых магазинов продают поддельные сыры. Зачем подделывать сыр, и как отличить подделку?

Всеволод Вишневецкий, председатель Общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Поддельный сыр продают, чтобы заработать на нем максимальное количество прибыли. Лаборатория в этом продукте не нашла молочного жира, а в качестве сырья применялось обезжиренное молоко. В жировую фазу введен заменитель молочного жира, в составе которого может быть и говяжий жир, и растительный жир, и пальмовое масло. Но при этом на этикетке написан сыр, ГОСТ и ложный состав. Благодаря своим многолетним исследованиям мы обратили внимание, что в зону риска попадают частные марки торговых сетей — марки, которые сами торговые сети производят, заказывают производителям и продвигают свои сети. Частная марка указывает на низкую цену, поэтому лучше переплатить 10-20% за известные бренды, чем покупаться на недобросовестную частную марку торговых сетей.

Людмила Ширяева, ведущая: Правильно ли мы понимаем, что с творогом такая же ситуация?

Всеволод Вишневецкий, председатель Общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Да, все верно. Мы сейчас провели исследование творога: закупили 10 образцов творога разных марок, направили в лабораторию Федерального центра охраны здоровья животных и получили результаты, что только три образца соответствуют требованиям по качеству. Семь образцов были забракованы по основным показателям массовой доли жира, которая была занижена многократно. Например, на этикетке указано 9% жирности, а по факту 4%.

Тимофей Зудин, ведущий: Как обычный потребитель может составить претензию, можно ли это сделать прямо в магазине?

Всеволод Вишневецкий, председатель Общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Составить претензию можно, но в самом магазине вряд ли получится, потому что жалобная книга перестала быть обязательным документом с 2021 года. Наказания за ее отсутствие больше нет. Поэтому чтобы составить претензию нужно вернуться домой, написать ее от руки и принести в магазин. В конце октября президент подписал очень важные поправки в закон, когда за отказ от принятия претензии продавцу грозит штраф до 30 000 рублей.