В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наталия Романова-Африкантова, психолог.

Людмила Ширяева, ведущая: Иногда даже для лучших учеников школа — это стресс. Большой объем домашнего задания, контрольные, четвертные, годовые оценки, экзамены. Немаловажную роль здесь играет и цвет ручки, которой отмечают ошибки в письменных работах.

Тимофей Зудин, ведущий: Отказаться от красной ручки для отметок в детских тетрадях в 1980 году призывал выдающийся педагог-новатор Шалва Александрович Амонашвили. Сегодня метод зеленой ручки переживает новый расцвет.

Людмила Ширяева, ведущая: Выставленная напоказ ошибка ведь легко может внушить ребенку чувство стыда или вины. Есть ли альтернатива красной ручке?

Наталия Романова-Африкантова, психолог: Метод зеленой ручки предполагает не только поменять цвет, здесь основная идея в том, чтобы положительно подкрепить то, что сделано хорошо. Учитель зеленой ручкой обводит и подчеркивает правильное и хорошее. Хвалит ученика и показывает элементы, что получились лучше всего. У ребенка закрепляется образ того, как сделать правильно, и в следующий раз он будет стремиться сделать то, что у него получалось.

Тимофей Зудин, ведущий: Как правильно хвалить ребенка?

Наталия Романова-Африкантова, психолог: В учебе нужно хвалить не ребенка, а давать объективную положительную оценку его работе. Не во всех языках есть слова, которые можно перевести как двоечник или троечник. У нас это характеристика человека, а на самом деле оценка и успехи в школьном обучении не связаны напрямую с личностью и не характеризуют ее.

Людмила Ширяева, ведущая: Может ли вызвать неосознаваемую зависимость у ребенка похвала за его хорошие оценки?

Наталия Романова-Африкантова, психолог: Да, если ребенок не получает достаточного количества другого тепла, другого внимания, а получает их исключительно в качестве похвалы, то он будет считать, что его любят и хвалят только когда он хорошо выполнил задания, сделал уроки, получил хорошую оценку.

Тимофей Зудин, ведущий: Что делать, когда хвалить не за что?

Наталия Романова-Африкантова, психолог: В этом случае ребенку нужна помощь, и родителям важно определить, какой специалист ему поможет. Необходимо дать понять, что все можно исправить, со всем можно справиться. Главное — найти причину.

Людмила Ширяева, ведущая: Применяется ли метод зеленой ручки в наших школах?

Наталия Романова-Африкантова, психолог: Есть частные проекты, которые используют метод зеленой ручки и безоценочную систему. В государственных школах тоже есть учителя, которые в первом классе поддерживают детей по методу зеленой ручки. 

Тимофей Зудин, ведущий: Для какого возраста предназначен данный метод?

Наталия Романова-Африкантова, психолог: Мое мнение, что для всех возрастов. Хвалить всегда лучше, чем ругать.