Благодаря Ленинграду мир впервые увидел ее обратную сторону. А сегодня в Петербурге мы можем раскрутить Луну, как глобус. И внимательно рассмотреть со всех сторон. Репортаж Полины Ганичевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Вот вы видите и слышите знакомый образ Луны, отражённый в музыке, — «Лунная соната» Бетховена. Хотя сам Бетховен признавался, что лунной она называется формально. На самом деле, он посвящал её своей возлюбленной Джульетте Гвичарди, которой Бетховен преподавал уроки музыки. И эта любовь осталась безответной — Джульетта в итоге вышла замуж за другого композитора.

Но это уже не важно. Главное, что в этой музыке любви действительно отражено то, какие, порой, чувства, смыслы и эмоции пробуждает лунный свет. И наше созерцание этой единственной планеты-спутника нашей земли — это музыкальное воплощение образа Луны.

А вот теперь научное — астрофизическое. Внимание. На сайте НАСА были выложены файлы с ранее секретным материалами — это магнитофонные записи, на которых содержатся все аудиоматериалы, сделанные во время миссии Аполлон-11. Там переговоры астронавтов, включая знаменитую фразу «Какой маленький шаг для человека и какой огромный прыжок для человечества». Но самое главное — также были зарегистрированы и записаны волны магнитного и электрического поля, которые исходят от Луны. Эти волны специалисты перевели в слышимый человеческим ухом диапазон. И вот после «Лунной сонаты» Бетховена послушайте, как звучит настоящая соната Луны. Это электромагнитный шум, который издаёт спутник Земли.

Всё это мы рассказали вам для того, чтобы сообщить о том, что на этой неделе мы тоже могли стать свидетелями уникального астрономического явления, связанного с Луной, — это Кровавая Луна. Но из-за особенностей хмурого, мрачного, низкого петербургского неба в этот день никто этого почти и не заметил. Кроме нас. Мы проявили себя как пытливые и любопытные астрофизики. И вот теперь мы поделимся этими наблюдениями и с вами. Полина Ганичева со своим космическим репортажем про Луну во всех её образах, видах и явлениях».

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«»Кровавая Луна над Петербургом!» Да, была. Но именно в Петербурге её было не увидеть. Облачно. Луна — вообще один из самых капризных объектов для наблюдения. Всегда повёрнута к нам одной стороной. Закон. Но именно благодаря Ленинграду ученым впервые в истории удалось заглянуть на её обратную сторону. А сегодня в Петербурге мы можем раскрутить её буквально, как глобус. И рассмотреть со всех сторон».

СПУТНИК ЖИЗНИ

В обсерватории Санкт-Петербургского планетария холодно. Так нужно для оптики. Вообще, астрономия учит подстраиваться. И рассчитывать, как древние, только на погоду и звёзды. Екатерина привыкла и знает, что в космосе нет ничего вечного. И даже наш естественный спутник, естественно, когда-то исчезнет.

ЕКАТЕРИНА МАКСИМОВА, лектор обсерватории Санкт-Петербургского планетария:

«Орбита Луны, она не прямо статичная. И Луна от нас отдаляется примерно на 4 см в год. И чем дальше от нас отдаляется Луна, тем медленнее будет вращаться Земля вокруг своей оси. Сутки будут становиться всё длиннее, и, когда Луна от нас совсем улетит, Земля перестанет вращаться вокруг своей оси, что очень сильно замедлит смену суток. У нас одна половина Земли будет всё время солнечной, другая — всё время тёмной».

Ничто больше не будет защищать нас от метеоритов. День будет длиться 6 часов. Лёд растает, океаны испарятся. Начнутся песчаные бури и ураганы. Ослабнет магнитное поле. Что это значит? Посмотрите на Марс. На нём оно неустойчиво. Вот, как могла бы выглядеть Земля, если бы у неё не было Луны.

Но если Луна так нам необходима, как Земля жила без неё? И жила ли когда-то? Версий возникновения спутника несколько. Самая распространённая — большое столкновение. Чтобы представить его, нужно перенестись почти на 5 миллиардов лет назад.

Когда Земля ещё не была похожа на Землю, а в космосе царил хаос, небесные тела часто сталкивались друг с другом. К Земле со скоростью быстрее истребителя приближалась древняя планета в несколько раз меньше её. От удара куски земной коры величиной с континент вынесло в космос.

А теперь представьте: после столкновения большинство обломков гравитация Земли вернула обратно. На свою поверхность. Но некоторые осколки всё-таки оказываются выброшенными в космос. Хотя до конца оторваться от Земли у них не получается — они начинают вращаться на околоземной орбите. И постепенно они сталкиваются и слипаются. Этот процесс учёные называют аккрецией. Получается новое единое целое. И именно так могла возникнуть Луна.

Она была с нами рядом ещё до появления человека. Вернее, если бы не она, возможно и человека бы не было. Поэтому сегодня наблюдение за Луной — это не хобби, и не развлечение. Это вопрос жизни всего человечества.

КОСМИЧЕСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Обветшалая папка в музее НИИ телевидения в Петербурге. Эти несколько пожелтевших листков перевернули историю мировой науки! Внутри подпись Сергея Королёва. Это его техзадание для сотрудников ленинградского НИИ телевидения. Внимание на дату. 56 год. До первого спутника остаётся больше года, а конструктор уже ставит задачу разработать устройство, которое сможет передать картинку из космоса. И в октябре 59-го года вот это устройство «Енисей», сконструированное здесь же, впервые в истории на обратной стороне Луны делает фотографию.

АЛЕКСАНДР ЦЫЦУЛИН, заместитель генерального директора НИИ телевидения по научной работе:

«Памяти как таковой, кроме плёнки, не было. А передать обратную сторону Луны по радиоканалу — прямо так не передашь же. Надо из-за неё вылететь. Когда вылетел, тогда уже через свободное пространство передаём. А помнить, пока она этот час летать будет… Поэтому телевидение здесь — частично кинескоп, частично фотоэлектронный умножитель, а в обязательном порядке — радиоканал. Это именно телевидение, а не то, что привезти в авоське на Землю плёнку».

Александр Цыцулин работал с главным конструктором устройства Петром Брацлавцем. Рассказывает: в документах значилась особая плёнка для «Енисея». С аббревиатурой «АШ». Только через много лет конструктор сможет рассказать, что она была американской. Со сбитых шпионских аэростатных зондов. Она подошла по всем характеристикам. Поэтому, кстати, и «АШ». Американские шарики…

Так телевидение выполнило задачу, которая была поставлена ещё до его появления. Ведь Зворыкин обещал, что телевидение обязательно покажет Луну. В Ленинграде это обещание выполнили.

«ЛУНАТИКИ»

Уникальная  (красная) «кровавая» Луна… Прямо над нами. Правда, из-за туч мы её не увидим. И никто этой ночью не увидит. Но, справедливости ради, свой цвет во время такого затмения спутник всё-таки не меняет. Просто Солнце, Земля и Луна буквально выстраиваются в одну линию, и последняя оказывается в тени Земли, но атмосфера нашей планеты всё-таки пропускает часть солнечного света и срабатывает как призма. Только из всего спектра до поверхности Луны доходят только самые длинные волны — красного света. А на языке астрологов — «кровавого».

С Владиславом показываем туристам затмение, как можем… Мне обидно, а он привык, потому что давно стал «лунатиком» — фотографом Луны. И погода для Владислава — не главная проблема. Даже при ясном небе нужно успеть выбрать фрагмент города на переднем плане и удалиться от него как можно сильнее. Чтобы Луна на снимке была не белой точкой, а Солнцем или даже Марсом. Это уже не наука, а настоящая охота.

ВЛАДИСЛАВ ВАСИЛЬЕВ, фотограф:

«Что-то я задумал сфотографировать с собором Кронштадта. И это реально. Дамба длинная в обе стороны. От Кронштадта отойти можно далеко, и получается Луна на весь собор. Ради этой точки я купил самокат. Чтобы отъехать на это расстояние. Там около 3 км по дамбе. Пешком далеко. И надо было что-нибудь такое, чтобы туда подъехать. И это было интересно. Ночью. По дамбе. На самокате с таким оборудованием».

Да, Луна — это и он: спутник, защитник Земли, объект для изучения. И она: далекая, переменчивая, иногда капризная спутница…

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

С Сергеем Арно мы договорились встретиться в саду Пулковской обсерватории. Но внутрь не пойдём. Нас интересует старая гостиница, которая в советское время была общежитием. Мимо неё ходил на работу инженер счётно-аналитических машин Борис Натанович Стругацкий.

Вот он — прототип общежития Института чародейства и волшебства из повести «Понедельник начинается в субботу». И его сотрудники похожи на реальных коллег Бориса Натановича. Но важнее то, что именно обсерватория. Её модель стала прототипом места, где по сюжету занимаются общечеловеческим счастьем. Вот здесь рождалась научная фантастика. И Луна была в ней одной из главных тем. Пока наука не раскрыла все карты.

СЕРГЕЙ АРНО, заместитель председателя Союза писателей Санкт-Петербурга, директор фонда братьев Стругацких:

«Учёные постепенно вытеснили писателей-фантастов с Луны. Вот поняли, что на видимой части Луны нет жизни. И писателям стало неинтересно. А писателю-фантасту ведь нужно, чтобы это всё была правда. Чтобы возможно было предположить, что там и есть. А когда ученые говорят: «Нет. Это не так». Значит нельзя об этом писать».

Вот так, кому-то обязательно нужно понять Луну. Рассчитать до сантиметра и составить точную карту. Другим достаточно её просто видеть и воспринимать. А главный герой «Понедельника» Стругацких в неё просто верит. Он вообще верит только в законы природы. Потому что всё остальное меняется. И Луна — лучший пример такого закона.