Заячий остров. Место, откуда начиналось строительство нашего города. Одна из самых узнаваемых визитных карточек Санкт-Петербурга. Но главные её загадки откроются, только если взглянуть вглубь ее кирпичных бастионов. Вглубь, во времена основания Петербурга. Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И давайте продолжим эту тему, как представленный губернатором бюджет будет менять наш город, и рассмотрим одну из частей этой темы чуть более детально. Это то, без чего мы не можем представить наш Петербург — сохранение и реставрация нашего исторического наследия.

И рассмотрим эту тему на примере Петропавловской крепости, памятника всемирного наследия. Сейчас здесь идут реставрационные работы, которые никогда ещё не проводились в крепости за всю её 320-летнюю историю. Никогда. Очень сложный, очень дорогостоящий проект.

В финансировании принимает участие не только город, но и федеральный бюджет. Значимую часть средств передают инвесторы — крупные коммерческие корпорации, члены попечительского совета. Всем миром восстанавливаем нашу крепость, откуда земля петербургская быть пошла.

А давайте посмотрим, как это происходит. Ведь в ходе этих реставрационных работ столько уже сделано открытий! Чуть более понятным становится эпос про то, как царь Пётр город сей здесь основал. Итак. Загадки подземелий Петропавловской крепости. Мы покажем вам самое сердце Петербурга. Такой Петропавловку вы ещё никогда не видели. Специальный репортаж Антона Цумана».

Замысел царя Петра был ясен: прежде, чем строить каменную крепость, нужно было обезопасить отнятые у шведов рубежи. Вот и строили первую крепость максимально быстро из доступного под рукой материала. Но как строителям удалось преодолеть особенности грунта берегов Невы, который преимущественно состоит из нестабильного литоринового песка? И эту тайну открыли специалисты-почвоведы.

Теперь достоверно известно, что облицовка бастиона состояла из «дерновых» кирпичей, которые вырезались их массива плодородной почвы. Затем их аккуратно складывали друг на друга «вверх ногами», для большей надёжности скрепляли ивовыми колышками. Профессор Института наук о Земле СПбГУ Алексей Русаков рассказывает: в результате получался практически монолит, который и спустя 300 лет с трудом поддавался инструментам.

Вот так в представлении художников-моделистов и выглядела та самая крепость «Санкт-Петербург», которая потом и дала название нашему городу. Но почему для строительства был выбран именно Заячий остров, хотя в Дельте Невы было достаточно других, казалось бы, более просторных и удобных мест? Сегодня специалисты уверены — по-другому и быть не могло.

Главный научный сотрудник музея истории Санкт-Петербурга Марина Логунова посвятила крепости почти всю жизнь. Знает о ней если не всё, то почти всё. Рассказывает, приобретать привычное «каменное» одеяние крепость начала ещё при жизни Петра, а закончили лишь после его смерти. И одно из самых интересных решений — то, как архитекторам удалось прочно удержать многотонные каменные конструкции на топких берегах Невы.

И сразу становится ясно, что на территории Петропавловки нет неуникальных мест. Каждое чем-то да выделяется. Либо инженерной конструкцией, либо загадочной историей. Вот, например, простой спуск по лесенке в глубине Невских ворот, по сути, прямое путешествие в 18 век.

С директором Петропавловской крепости Владимиром Кирилловым путешествуем от Невских ворот до Соборной площади. Ровно там, где по первоначальному замыслу архитекторов должны были плескаться потоки канала, а теперь идут потоки туристов.

Пересекая бывший канал, направляемся к Зотову бастиону. Одно из мест, где сегодня ведутся масштабные реставрационные работы. Снаружи бастион вроде бы ничем и не выделяется, но стоит заглянуть внутрь — и сразу понимаешь, почему это грозный военный объект для 18 века.

Эти помещения называются казематы. У этих амбразур стояли орудия. Эти ниши раньше использовались для хранения и подноса пороха. А этот малозаметный ход — «сортия».  Предполагалось использовать для тайных вылазок при осаде. Реставраторы очистили кладку, убрали с пола почти метр культурного слоя. И облик этого места теперь максимально приближен к 18 веку, что уже определило его дальнейшую судьбу.

Да, благодаря труду реставраторов мы сможем ещё лучше представить, какой была жизнь крепости времён её расцвета. Но на вопрос, какая жизнь кипела вокруг во время её строительства, что носили, чем строили, чем занимались на досуге, теперь нашли ответ историки-археологи.

Археолог Института Истории Материальной культуры Владимир Кильдюшевский бережно извлекает на свет находки, сделанные за последние несколько лет при раскопках Меншикова бастиона. Вот, например, россыпь обломков курительных трубок. Явная иллюстрация, как сильно прижилась введённая Петром мода на табакокурение.

Глядя на эти подлинные вещи тех лет, ясно представляется картина. Вот землекоп обламывает лопату в слое грунта. Охранник в подкованных сапогах на кожаной подошве продирается сквозь тростник. Кто-то из иностранных гостей Петра случайно роняет редкий для того времени на Руси складной перочинный нож. И вокруг звук стука топоров и работы по дереву.

Так и получилось, что Петропавловка — по сути, точка объединения эпох. Триста лет назад здесь фактически рождалась Российская Империя. В наши дни здесь же стартовая точка главного военно-морского парада страны.

И вот символ объединения этих эпох и одна из не только высотных, но и культурных доминант. Петропавловский собор. Усыпальница российских царей. Где даже время имеет материальное воплощение.

Эту тяжёлую ручку механизма подъёма часовых гирь механик Петропавловского собора Андрей Кудрявцев крутит специально для демонстрации. В 19 веке этим занимались солдаты-штрафники, сегодня — электродвигатель. Для Андрея уже 25 лет эти часы буквально родные. И даже по-человечески «обижаются», сбоят, если мастер уезжает из города, не навестив их накануне.

Вот оно — воплощение сердца Петербурга. 60 ударов в минуту. Об этом механизме, созданном в той же мастерской что и Кремлёвские куранты, можно говорить ещё долго, но самое интересное ещё выше. В глубине 40-метрового шпиля.

Такую конструкцию из металлических балок, прочно скреплённых болтами, создал в 19 веке инженер Дмитрий Журавский. Вес в 86 тонн удерживают строго вертикально 8 металлических струн-тяжей, которые не дают ему отклоняться под напором ветра. Но даже если шпиль начнёт крениться в сторону. Этим ключом можно подтянуть гайки тяжей так, чтобы он снова принял вертикальное положение.

И главный вывод из всех этих историй — наша Петропавловка не просто место на карте достопримечательностей города и страны, а целое явление, которое каждый приложивший руку к его изучению понимает по-своему.

Это и место рождения империи и столицы этой империи, грозная крепость в прошлом и музей под открытым небом в настоящем. Тот феномен, который и позволяет нам с разных сторон увидеть и, главное, лучше понять Петербург.