В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Владислава Шалапанова, психолог.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Сегодня первый понедельник осени, когда детям не надо спешить на учебу. Наконец-то наступили каникулы и можно ненадолго забыть о делах, посвятить время хобби, книжкам, прогулкам, общению с друзьями.

Николай Растворцев, ведущий: Что делать, если ребенку кроме гаджетов ничего не нужно? Когда начинается зависимость, а когда это здоровый интерес к современным технологиям?

Владислава Шалапанова, психолог: Во-первых, если мы забираем у ребенка гаджеты, и он спокойно переключается, легко находит себе какое-то занятие за рамками экранов, то это первый признак, что у ребенка все нормально. Второй признак, если ребенок все свои обязанности выполняет, посещает тренировки, делает вовремя домашние задания, то есть он не зависает в гаджетах и помнит про свое расписание. Третий важный признак, когда мы у ребенка забираем телефон и говорим, что осталось 15 минут закончить свои дела в телефоне, а не просто приходим и вырываем телефон из рук. Должны быть договоренности и строгий тайминг, после окончания которого ребенок не устраивает истерику. 

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие есть действенные методы правильно вести диалог, если до этого рамки не были установлены?

Владислава Шалапанова, психолог: С гаджетами гораздо проще предупредить, чем потом как-то корректировать, потому что у ребенка есть природный познавательный интерес. До того, как у ребенка не сформируется собственная способность себя чем-то занимать и находить что-то в окружающем мире для себя интересное, то лучше не давать гаджеты, потому что, когда появляется потребность забрать телефон, то все становится намного сложнее. Пока ребенку до 12 лет наше спасение — это родительский контроль, ясные договоренности и общие семейные правила: например, за завтраком мама и папа не сидят в телефонах. 

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как быть, если у родителей работа связана с необходимостью быть на связи?

Владислава Шалапанова, психолог: Да, но все равно должны быть какие-то моменты, когда мы находимся на связи со своими родными и детьми. Они должны быть оговорены в семье.

Николай Растворцев, ведущий: Что делать, если у ребенка все друзья сидят в гаджетах и ему не с кем провести свободное время по-другому?

Владислава Шалапанова, психолог: На самом деле тут хитрый момент, потому что с одной стороны, нужно ребенка оградить от излишнего влияния информации и технологий, а с другой — не помешать ему с этим миром коммуницировать. Мы рекомендуем ограничивать видеоигры, но не мессенджеры. Здесь важно отдавать ребенка в кружки по интересам, приглашать друзей в гости, вместе ходить на футбол, в кино, в театр — показывать ребенку, что есть много разных других вещей кроме гаджетов. Важно внимание родителей, все исходит от нас. Наша родительская задача — научить ребенка получать удовольствие от разных вещей в жизни, а не только от экрана.