Из здания Англиканской церкви на Английской набережной увезли на реставрацию уникальный орган конца XIX века. А какие еще ораны можно встретить в Санкт-Петербурге? Как они устроены? И почему этот инструмент по праву называют бесконечным? Репортаж Антона Цумана.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь о новостях культуры. Одна из наиболее значимых – это Международный органный фестиваль «Мариинский», который проходит в Концертном зале театра. «Слушателей ждут четыре вечера с программами, охватывающими репертуар четырех веков музыкального органного искусства», — сообщает пресс-релиз Мариинского театра.
Орган Мариинского театра, установленный 14 лет назад, — единственный в городе французский клавишный духовой инструмент. Он насчитывает около трех тысяч труб, отличается ярким звучанием и богатой звуковой палитрой. Приходите послушать обязательно.
Но дело в том, что и сейчас, в 21-м веке в Петербурге создают органы. Их не делают и не строят. Их именно создают. Это сложнейшее искусство. Тем более, как говорил Бах, орган – это инструмент, с помощью которого бог разговаривает с человеком.
Заметьте, как точно. Не человек, разговаривает с Богом, а Бог с человеком. Исполнитель, конечно, важен, но гораздо сильнее воздействует на наши чувства та гармония невероятных звуков, которые можно извлекать с помощью органа. И самое удивительное то, что спустя века, после изобретения этого инструмента, он всегда звучит очень современно. Всегда это про нас. Про нашу эпоху. Про наш мир, в котором мы с вами живём. И про наш Петербург. Мне кажется, более петербургского звучания, которое может давать этот инструмент, не найти. И если бы Петербург звучал, как музыкальный инструмент, он звучал бы именно как орган. Послушайте. Антон Цуман даст нам такую возможность».
Под светом ламп реставрационной мастерской — редкий для неё гость. Английский орган конца 19 века. Созданный в 1877 году в английском Шеффилде, привезённый в Петербург для Англиканской церкви, забытый и заброшенный в советскую эпоху сегодня он проходит через первый этап своей реставрации. Уникальная операция и уникальная возможность увидеть, что внутри исторического инструмента.
Абстракт — часть «трактуры» инструмента. То есть механической связи между клавиатурой, или, как её называют, «мануалом», и «винладами» — специальным деревянным ящиком на котором закреплены трубы. Но для того, чтобы появился звук необходимо подать самый главный элемент — воздух.
Это механический привод системы «калькант». Так же, калькатами называли и тех, кто руками или ногами качали «лёгкие» органов — огромные меха. Похожий принцип был и у самого первого органа Петербурга, который появился с немецкими поселенцами через 5 лет после основания города.
Вот он, первый голос инструмента больше чем за век абсолютного молчания. Судьба во многом типичная для этих инструментов в советский период. После революции, когда церковные общины начали покидать город и страну, органы стали не нужны. Этот был забыт и заброшен. Немногим повезло быть перенесёнными из церквей в концертные залы, где они звучат и сегодня.
Органный мастер Государственной академической капеллы Юрий Ганин рассказывает: в наши дни роль кальканта выполняет электродвигатель. Специальный, очень тихий и для ещё большей звукоизоляции заключённый в специальный короб. Модернизировать его начали ещё в советское время. Но его фасад, или правильнее «проспект», остался практически неизменным.
До 30-х годов 20 века этот орган служил в Голландской реформатской церкви. Теперь это самый большой концертный орган Петербурга — четыре этажа. Целый мир металла и дерева, где каждый элемент имеет своё назначение.
Да, весь орган может быть почти 10 метров высотой. Но самая маленькая его труба — длиной всего в пару сантиметров. И, казалось бы, такой монументальный, колоссальный инструмент требует настройки точной до буквально долей миллиметра.
Орган концертного зала Мариинского театра. Мастер-интонировщик Елена Загоруйко проверяет настройку его язычковых труб-трампетов. Где звук создаёт колебание вот такого язычка. И если срой всего органа проверяют раз в несколько месяцев, то эти трубы — перед каждым выступлением, на что уходит не менее двух часов. А выступлений планируется много. В самом разгаре — международный органный фестиваль в Мариинке.
Это самый молодой орган Петербурга. Построен в 2011 году французским мастером Даниэлем Керном. Елена сама принимала участие в создании инструмента, поэтому говорит о нём не иначе, как о живом, родном человеке. И как не найти во всём мире двух одинаковых людей, так не найти и двух одинаковых органов — и не только потому, что они строятся специально под акустику конкретного зала.
И это — прямая иллюстрация объединяющей сути органа. Где каждая труба — отдельный музыкант, исполняющий свою роль и свою ноту. Которые объединяются в настоящий хор многих голосов. Именно поэтому в средние века за органом закрепился церковного инструмента.
Органист Лютеранской церкви Церкви Святой Екатерины на Васильевском острове Андрей Коломийцев рассказывает: хоть принцип органа и был придуман за три века до Рождества Христова древнегреческим мастером, то что в именно в церкви он начал «жить» — совсем неудивительно. Не только потому, что его самые большие трубы могут издавать звук, которые мы не слышим ухом, но ощущаем телом, но и потому, что орган — «духовой» инструмент. Тот же корень, что и у слова «духовный».
И поэтому, говоря об органе, музыканты часто цитируют Баха: «Орган — это инструмент, на котором человек разговаривает с Богом». Даже сейчас, спустя столетия после Баха, его органные произведения используются как музыкальные иллюстрации. Его хоральная прелюдия фа-минор — на постсоветском пространстве чаще называют «музыкой из «Соляриса»». Или иллюстрация «космического» звучания уже от современного композитора Ханса Циммера.
Да и в целом любая мелодия, исполненная на органе, приобретает поистине космический размах. Пример — под сводами зала библиотеки им. Маяковского, бывшей реформатской церкви, куда три года назад вновь пришёл орган, «космически» звучат знакомые мотивы.
Под руководством заведующего кафедрой органа Петербургской консерватории Даниэля Зарецкого пытаемся постичь искусство игры. Действительно, непосвящённого человека может смутить, что помимо клавиатур-мануалов, которых может быть несколько, рядом множество переключателей. На самом деле — именно их сочетание и управляет тем, как именно будет звучать инструмент.
Хоть это и небольшой орган расслабиться не получится. Даже опереться на ноги невозможно — они тоже задействованы. То есть игре на органе нужно посвящать бесконечно самого себя. Ведь особенность механики такова, что органист не имеет возможности управлять звуком силой нажатия на клавишу. Единственное, чем он может управлять, — время.
Возможно, зная о бесконечной природе органа, ему не только учили. Но пытались им лечить. НИИ акушерства и гинекологии имени Отта. Актовый зал, который был построен специально с учётом размещения там органа. По личному требованию основателя института.
Это уже другой, привезённый в 2017 году из Германии орган 60-х годов. Основу того, институтского органа теперь можно услышать в Большом зале Филармонии. А в начале 20 века с его помощью исследовали воздействие звуковых волн на здоровье матери и плода, а также пытались научно обосновать музыкотерапию. Для чего звук органа проводили в каждую палату.
Главный органист института Григорий Варшавский рассказывает — медицинские эксперименты с органной музыкой свернули ещё до революции. Так что неизвестно, к каким выводам тогда пришли учёные. Но по собственным ощущениям то, что орган воздействует и на слушателя и на исполнителя, сложно отрицать.
И поэтому так важно, что в ближайшие несколько лет одним таким действенным и действующим инструментом в Петербурге станет больше. Английский орган займёт своё место в том же зале на Английской набережной, который станет концертной площадкой музыкального театра имени Фёдора Шаляпина.
Так и получается, орган — самый умышленный и выверенный на свете инструмент попал в город, построенный по умыслу и плану Петра Первого. И стал не просто инструментом, а одним из голосов хора который и позволяет нам понять, как звучит Петербург.