Каким будет общество, в котором у каждого человека есть своя оценка, а за нее — поощрение или наказание? Репортаж Полины Ганичевой.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь одна очень интересная информация, которая помогает ответить даже не на вопрос, в каком мире мы сейчас живём, а на вопрос, в каком мире мы будем жить.
Итак. На днях стало известно, что Российский государственный социальный университет разрабатывает экспериментальную платформу «Мы». Он должна будет формировать социальный рейтинг для граждан России на основе различных параметров. Что это за параметры, можно понять по тому, как, например, в приложении для поездок на такси формируется индекс пассажира или водителя.
Но кто формирует этот рейтинг? По каким принципам? И насколько он будет безупречен? Итак. Цифровой рай. Или цифровое рабство. Почему в официальном государственном научном учреждении вдруг занялись этой темой и приступили к реализации этого проекта? Почему его так назвали? Какое отношение он имеет к одноимённому роману Замятина? И куда нас эти эксперименты с рейтингами могут привести или даже завести? Полина Ганичева попыталась ответить на эти вопросы».
Представьте, что прямо сейчас вас оценивают: сколько вы зарабатываете, с кем живёте и о чём мечтаете. За всё можно получить или потерять балл. Похоже на пролог антиутопии, но это, в общих словах, концепция реального социального проекта, который учёные назвали «МЫ».
Пусть всегда будет рейтинг, — решили в Российском государственном социальном университете в Москве. Там уже разрабатывают систему социального скоринга. Это слово можно услышать от сотрудника банка, который наводит о клиенте справки и решает, выдать ему кредит или отказать. То есть, доверять ему или нет.
И семейное положение для рейтингов доверия — один из главных критериев. В концепции проекта «МЫ» оценка каждого человека — это код из двух двузначных чисел. Первое складывается из вашего прошлого: образования, опыта, наград. Но здесь же важен возраст, заболевания, особые потребности. Второе число — это как бы потенциал гражданина. Его профессия, мотивы и амбиции, от которых зависит «ожидания государства от человека и готовность поддержать его». То есть эти 4 цифры, по мнению авторов идеи, и покажут органам власти, кому особенно нужна социальная поддержка, а кому — нет.
«Код – величина динамическая, зависящая от целого ряда переменных параметров. Поэтому включать его в какой-то вариант ID нельзя, но связь какую-то установить можно и, скорее всего, даже нужно. Причём не с условным СНИЛСом, ИННом, паспортом или телефоном, а с ними со всеми сразу и в параллель» (Алиев Д.Ф., первый проректор РГСУ)
Вот то, что авторы пишут о проекте на сайте вуза. У нас к ним осталось ещё много вопросов без ответа. В месте рождения проекта «МЫ» журналистам ответили: «МЫ эту тему не комментируем».
Пока всё это кажется только нереальной научной идеей, в Петербурге, в сфере услуг похожая рейтинговая система уже давно действует.
Это Андрей. Водитель такси. Его звёздочки в приложении лишили работы… Он вежливо просил пассажиров пристегнуться, а те, кого это не устраивало, ставили низкие оценки за поездку. В один день доступ к заказам просто закрыли.
Глобальная рейтинговая система оказалась не готова к частным случаям. Андрею объяснили: оценки выставлены и обжалованию не подлежат. И, кажется, рано или поздно всё, что можно сосчитать в нашем мире: деньги, опыт, потенциал, люди — всё будет посчитано.
Китай. Очередь из тех, кто хочет пожертвовать деньги на благотворительность. Этих людей уже «посчитали» — и рейтинг оказался слишком низким. Поднять его можно вот так — деньгами на благое дело, донорством крови или общественными работами. В Китае система социального рейтинга — это уже закон. Есть люди нескольких категорий. Человеку «А» бесплатно выдадут продукты в магазине, «В» могут не продать билеты на самолёт, а «С» — уволить за низкий рейтинг. И то, что ещё несколько лет назад казалось фантастикой, стало нашей реальностью.
Камера идентифицирует нарушителя — рейтинг ползёт вниз, а портрет человека автоматически оказывается у всех на виду. В Петербурге разработчиков систем распознавания лиц такие видео не удивляют.
Понять всё про человека, просто взглянув на него, — идея не новая. Разве что сейчас анализируют черты лица, а раньше можно было посчитать пуговицы на мужском костюме или обратить внимание на чистоту шейного платка. И социальный статус, и потенциал — обо всём говорила одежда. Но и в 19 веке далеко не все хотели, чтобы их вносили в общий рейтинг. Например, Александр Пушкин вряд ли бы стал персоной категории «А».
Можно по-разному относиться к самой идее человеческого рейтинга. Можно считать, что это упорядочит и облегчит жизнь или приведёт к хаосу. Всё это субъективно. Но есть одна общая закономерность. Если какая-то проблема становится предметом иронии, она уже витает в воздухе. Если про неё снимают фильмы, об этом уже думает большинство. А если она превращается в предмет исследования научного сообщества, это уже план. Развития этого общества. В ближайшем будущем.