МИХАИЛ СПИЧКА, ведущий:

В этом нашем Музыкальном Спиче мы не будем говорить ни о Beatles ни о Beach Boys, ни о Rolling Stones, ни об Animals ни о других великих группах 60-х годов, которые росли на его песнях и выросли на них. Вспомним самого Чака Берри. Хотя никто его собственно и не забывал.

Чак Берри родился в «чёрном» квартале Сент-Луиса. В 22 года, обзаведясь семьей, ради заработка устроился на автомобилестроительный завод, а затем окончил курсы парикмахеров. А в свободное от стрижки и бритья время выступал как гитарист и певец в местных клубах. В 1955 году Чак Берри отправился попытать счастья в столицу ритм-энд-блюза Чикаго. Знакомство с крупнейшим тамошним блюзменом Мадди Уотерсом открыло ему двери студий звукозаписи. На фирме «Chess» он выпустил первую «сорокапятку» с песней собственного сочинения – «Maybellene». Её тут же взял в ротацию популярнейший радио-ди-джей Алан Фрид.

За дебютной «Maybellene» последовала эпохальная композиция «Roll Over Beethoven». Мне кажется, именно благодаря этому рок-стандарту тысячи американских тинэджеров впервые услышали имена Бетховена и Чайковского.
Своей программной песней великий Чак, конечно же, не предлагал сбросить Петра Ильича с корабля истории, но для 56-го года высказывание «посторонись, Бетховен, и передай новости Чайковскому» звучало весьма вызывающе. А что ещё нужно подросткам?

В том же году он начал выступать с концертами и в качестве «живого» исполнителя завоевал ещё больший успех – в основном благодаря виртуозной игре на гитаре и раскрепощённой манере держаться на сцене.
Его фирменным номером стала знаменитая «утиная походка»: уморительная прогулка по эстраде на полусогнутых ногах с гитарой наперевес. Впоследствии в своих гастрольных контрактах он требовал особую надбавку за «утиную походку».

Шло время В 60-е годы бал правили уже новые музыканты с обеих сторон Атлантики. Но Чаку Берри удалось найти место и среди этого племени, младого, незнакомого.
Об одном из хитов того периода вспомнил в 94-м году Квентин Тарантино. Он всегда умел подбирать нужные песни для саунд-треков к своим фильмам. Как лихо отплясывают герои Умы Турман и Джона Траволты в «Криминальном чтиве»! А ведь это — «You Never Can Tell» Чака Берри.

«Я всё рассчитал, — говаривал Чак уже в преклонном возрасте. — Никогда не буду играть меньше, чем за тысячу. Так, если какой-то двадцатилетний менеджер позвонит мне и скажет, что очень хочет меня видеть, но может предложить только 950 долларов, я отвечу: поздравляю, сынок, ты только что отправил Чака Берри на пенсию». Чак Берри прожил — 90 лет, но подобный звонок в его доме так и не раздался.