На связи со студией программы «Утро​ в​ Петербурге» Валерий Свистушкин, д.м.н., директор клиники болезней уха, горла и носа Института клинический медицины им. Склифосовского Сеченовского университета.

Людмила Ширяева, ведущая: Ученые Московского Сеченовского университета напечатали на биопринтере аналог барабанной перепонки из живых клеток и коллагена. Насколько это достижение уникальное для нашей медицины?

Валерий Свистушкин, д.м.н., директор клиники болезней уха, горла и носа Института клинический медицины им. Склифосовского Сеченовского университета: Данное событие для отоларингологии нашей страны и медицины в целом очень важное. Ведь мы говорим о принципиально важной проблеме, которая имеет не только медицинское, но и социальное значение. Проблема связана со снижением слуха, которая развивается в результате воспаления в барабанной полости и как следствие такого воспаления, образуется стойка перфорации, приводящая к снижению слуха, а иногда и к полной глухоте. До сих пор такая проблема решалась путем проведения хирургического воздействия, путем проведения операции. Для проведения операции требуется много времени, усилий докторов, медслужбы и самого пациента. Такая операция не решает проблему полностью, она восстанавливает целостность барабанной перепонки, но сама перепонка отличается от той структуры, которую нам дала природа и это очень большое отличие. Мы многие годы занимались экспериментальными исследованиями по разработке и решению этой проблемы и пришли к тому, что сейчас мы при помощи биопринтера распечатываем каркас для перепонки, а дальше вводим туда специальные клетки самого человека и факторы, которые начинают активировать рост этих клеток. В результате возникает перепонка, полностью закрывается перфорация и эта перепонка практически не отличается от природной. Мы делали эксперименты на шиншиллах. Оказалось, что строение барабанной перепонки этого животного очень похоже на человеческую перепонку. У шиншилл все восстановилось. Идея клеточных регенеративных технологий здесь себя продемонстрировала очень хорошо.

Николай Растворцев, ведущий: Когда планируете переходить на человеческую перепонку?

Валерий Свистушкин, д.м.н., директор клиники болезней уха, горла и носа Института клинический медицины им. Склифосовского Сеченовского университета: Мы готовы идти в клинические исследования, но нас сдерживают определенные законы, которые есть во всем мире, и ограничивают пока применение таких регенеративных клеточных технологий. Первые шаги по решению этой законодательной проблемы сделаны уже этим летом. Но есть еще ряд моментов, которые требуют административного решения. Как только эти шаги будут сделаны, мы пойдем в клинические исследования.

Людмила Ширяева, ведущая: С чем еще поможет справиться данная новая методика?

Валерий Свистушкин, д.м.н., директор клиники болезней уха, горла и носа Института клинический медицины им. Склифосовского Сеченовского университета: Перспектив у этого метода много, когда мы говорим о барабанной перепонке, это проведение звука. Еще существует улитка, слуховой нерв, который воспринимает звуки. Пандемия и последние десятилетия привели к огромному количеству пациентов, у которых все еще развивается. Много пациентов с нарушенным восприятием слуха, а восстановить улитку и слуховой нерв очень сложно традиционными технологиями. При положительных результатах мы решим проблему тугоухости не только у пациентов с нарушенной барабанной перепонкой, но и нарушенным слухом в целом.   

Николай Растворцев, ведущий: Насколько коллеги из других стран приблизились к результату в этом вопросе?

Валерий Свистушкин, д.м.н., директор клиники болезней уха, горла и носа Института клинический медицины им. Склифосовского Сеченовского университета: Несколько стран занимаются исследованиями по восстановлению барабанной перепонки, в некоторых уже идут клинические исследования. Данных исследований очень мало во всем мире, и здесь, по наработкам мы находимся в группе лидеров. Ведь целый ряд наших исследований имеет приоритетно мировой характер.