АНАСТАСИЯ ШАХОВА, корреспондент:

Сегодня трамвайная сеть Петербурга считается 4-ой в мире по общей протяжённости путей. В нашем городе проложено более 400 километров рельсов, по которым курсируют около 750 трамваев. Ежегодно они перевозят миллионы человек. А теперь перенесёмся на 160 лет назад. 27 августа 1863 года по Невскому проспекту впервые пронеслись вагоны с пассажирами, запряжённые лошадьми. Скорость конки достигала максимум 8 километров в час. Среди горожан даже ходила шутка: «Конка, конка, догони цыплёнка». Несмотря на это только за первый год она перевезла 1,5 миллиона пассажиров.

Популярность этого транспорта росла. Так, спустя время у конки появился второй ярус — империал. Места были расположены на крыше, и проезд там стоил дешевле — вместо пяти копеек пассажир отдавал три. Женщинам ездить на крыше запрещалось вплоть до 1903 года — в обществе считали это неприличным.

ПАВЕЛ ЯЛЫШЕВ, начальник группы экспозиционно-выставочных программ ЭВК ГЭТ:

Со временем трамвай был уже во многих городах, и он был гораздо быстрее, чем конка. К слову говоря, он и появился в Санкт-Петербурге. Случилось это в 1880 году, когда инженер, Фёдор Аполлонович Пироцкий, установил на вагон конки электрический двигатель.

Эксперимент был успешен. Но владельцы конно-железной дороги не захотели вкладывать в этот проект деньги, не видя для себя дополнительных выгод. Переоборудование конной дороги в электрическую оценивалось по тем временам в 52 миллиона рублей.

ПАВЕЛ ЯЛЫШЕВ, начальник группы экспозиционно-выставочных программ ЭВК ГЭТ:

Нужно было перестроить многие мосты, проложить кабельную сеть, которая ведёт от электрической станции к тяговым подстанциям, перестроить канализацию, потому что боялись, что вагоны проезжающие сверху могут её раздавить.

Работы были разделены на 4 этапа, и 29 сентября 1907 года в Петербурге было запущено трамвайное движение. Первый маршрут пролегал от Главного штаба до 8-й линии Васильевского острова и курсировал по нему трамвай английской фирмы «Браш».

ПАВЕЛ ЯЛЫШЕВ, начальник группы экспозиционно-выставочных программ ЭВК ГЭТ:

Вагоны были двусторонними. Водитель, соответственно, доехав до конца линии, мог перейти и ехать в другую сторону. Вот здесь находилось его место. Водитель стоял, а смена продолжалась около 10-12 часов.

Население города увеличивалось, и назревала необходимость в более вместительных вагонах. Так, в 1933 году был разработан ленинградский трамвай, в основу которого лёг американский четырёхосный вагон. Название он получил МА — моторный американского типа, а в народе его стали называть просто — «Американка».

ПАВЕЛ ЯЛЫШЕВ, начальник группы экспозиционно-выставочных программ ЭВК ГЭТ:

Здесь было 32 сидячих места, более сотни стоячих. На остановках стояли очереди, и это было нормально.

Накануне Второй Мировой войны в Ленинграде насчитывалось 42 маршрута, которые соединяли все районы города. А затем наступила война, и «Американки» были переоборудованы.

ПАВЕЛ ЯЛЫШЕВ, начальник группы экспозиционно-выставочных программ ЭВК ГЭТ:

Вместо заднего стекла была дверь. Убирали все сиденья и в три яруса укладывали носилки. И вот 8 таких поездов курсировали по городу, перевозили раненых от вокзалов к больницам.

После войны начали появляться новые модели трамваев, известные как Слон, Стиляги и Аквариум. Последний получил своё название за счёт большой площади остекления.

АНАСТАСИЯ ШАХОВА, корреспондент:

Более чем за вековую историю трамваи прочно вошли в нашу жизнь. И сегодня вместе с развитием технологий меняется и этот вид транспорта. По нашему городу уже курсируют модели, оснащённые автопилотом с искусственным интеллектом.