Ясли в годы блокады, первое в российской истории дошкольное учреждение и «Эрмитажный детский сад» – в репортаже Полины Ганичевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Одна из главных тем сентября – это все волнения, связанные с началом учебного года. Первый раз в первый класс. Но мы очень много говорили о школах. И незаслуженно забывали про детские сады. Но ведь там ведь тоже сейчас начался новый такой же учебный год. И надо отметить, что сейчас в рамках национальных проектов, которые утверждены Президентом, в Петербурге очень активно решают эти задачи.

Ликвидация дефицита мест в детских садах. Повышение уровня комфорта и безопасности в дошкольных учреждениях. Это очень важно. Потому что по тому, какие в мегаполисе детские сады, можно судить, а какой это вообще город? Насколько он современный и цивилизованный?

Для справки. Только в этом году будут построены 37 садиков на 5 570 мест. Это рекорд в истории нашего города. Такие показатели удалось достичь благодаря изменениям к правилам застройки территорий. Ни один жилой комплекс инвестор теперь не сдаёт без обязательного детского сада и школы.

И, конечно же, финансовая поддержка со стороны федерального центра. В 2019 году по поручению Президента из резервного фонда Петербургу было выделено 10 млрд. рублей. На строительство школ и детских садов. Сейчас в нашем  городе работают 1152 учреждения дошкольного образования, рассчитанные на 285 000 воспитанников.

Итак. Все мы родом из детства. А ещё точнее, из детского сада. Петербургские детские сады. Особенности, традиции, правила, и, самое главное, дети. Смотрите специальный репортаж программы, который подготовила для вас, уважаемые родители, бабушки и дедушки, Полина Ганичева».

Съёмочная площадка – 11-й детский сад Выборгского района. Государственный. Детство этих ребят и детство их родителей похожи разве что рисунками на шкафчиках и манной кашей. Всё остальное в петербургском саду 21 века по-другому.

Анна Большакова – воспитатель в третьем поколении. Объясняет: современных детей удивляют не гаджетами, а натуральными материалами и игрушками, а в образовательную программу добавили курс по финансовой грамотности. Главная цель современного сада – это подготовка не к школе, а к жизни.

— Какого ребёнка нужно воспитать в Петербурге в 2023 году?

АННА БОЛЬШАКОВА, воспитатель:

«Ребёнка, который готов к каким-то изменениям. Который знает в любой ситуации, как ему действовать. Который быстро перестраивается. Который не стесняется выйти к доске в школе и ответить неправильно».

Получается, возвращаемся к тому, с чего начинали. В первом в российской истории детском саду малыши больше играли на природе и слушали сказки, чем учились…

Этот небольшой деревянный флигель на 30 детей на пересечении 9-й линии и Большого проспекта В.О. в 1863 году открыла Софья Люгебиль. И место это было выбрано неслучайно. Супруг основательницы был профессором Петербургского университета и работал неподалёку. Затем здесь появилось несколько школ. И вот так уже в 60-е годы позапрошлого века в Петербурге все образовательные ступени выстроились буквально в одну линию.

Сад был организован на немецкий манер. Воспитатели назывались «садовницами». Это отсюда пошло выражение: «Дети — цветы жизни». И тогда смысл фразы был не в том, что они украшают этот мир, а в том, что за каждым нужно ухаживать с самых первых лет жизни показывать им этот мир. Если вы считаете, что на взрослые темы с ними говорить рано – вот вам официальное обращение от шестилеток.

И всё, что волнует наших детей: мужья, профессии, ответы на главные вопросы – всё здесь. В этом небольшом цветном здании. И для Петербурга сад — это не только символ детства, это синоним жизни.

В дни блокады появились круглосуточные сады-ясли. Всё происходящее за пределами группы воспитатели превращали в игру. Вот подробные отчёты 38-го детского сада. Хотя «отчёт» не то слово. Скорее, дневник.

1. 26 ноября 1941г. После обеда сразу началась тревога. В бомбоубежище прочла рассказ Бродской и Голубевой «105-й разъезд» из нового номера журнала «Костер».

2. 2 января 1942г. Все дети с удовольствием пришли в д/с, и многие — Коля О., Алик А., Вова Н., Вова Л., Слава, Галя и Люся Арх. — сказали, что дома было плохо, нечего кушать и скучно, они только спали и не играли.

3. 29 января 1942г. Валя М. мало общается со всеми детьми. Необходимо эту девочку заинтересовать всем, что у нас есть.


Ирина Алексеевну в круглосуточный сад на улице Чайковского отдали в 3 года. Там кормили сверх иждивенческой нормы.

ИРИНА ЗИМНЕВА, житель блокадного Ленинграда:

«Помню, мы всегда сидели у приёмника, этой чёрной тарелки и слушали М. Г. Петрову. «Чёрная курица». Без конца, из раза в раз она читала эту сказку. Каждый день мы ждали, что продолжение будет сказки. Может это тоже заставляло дожить до завтрашнего дня, чтобы узнать продолжение».

Так в состоянии хаоса и невозможности предсказать хоть что-нибудь, ленинградский сад стал для ребёнка главной опорой и надеждой, что однажды всё будет как в сказке — долго и счастливо.

Возраст экскурсионной группы – 5-6 лет. Это детский сад, который возможно представить только в Петербурге. Обычный государственный, но с припиской «Эрмитажный».

К походу на экскурсию готовятся все. Родители готовят наряд, воспитатели проходят обучение в музеях, дети слушают историю вопроса.

— Зачем ребёнка в 3 года вести в Русский музей, а с 5 в Эрмитаж?

МАРИЯ СОКОВИЧ, заведующий «Эрмитажным детским садом»:

«Потом будет просто поздно. Приходят к нам наши выпускники, и мы с удовольствием видим, что многие из них пошли работать в музеи, занимаются культурой и вспоминают, что мы заложили такой фундамент, что теперь они чувствуют себя настоящими петербуржцами».

Сегодня в Петербурге действуют больше 1000 дошкольных образовательных учреждений. С углублённым изучением языков, спортивные, творческие. В эти пару самых главных лет они пытаются дать ребёнку всё, что возможно. И в этом и есть главный парадокс детского сада: в месте, где всё будто бы несерьёзно, не взаправду, через игру или сказку – нет ни одной действительно неважной детали. Ведь именно там воспитывают человека. А он, как известно, после 7-ми лет уже не меняется.