Окно в Европу по-европейски. Почему по новым, разъясненным санкционным правилам у россиян в странах ЕС могут конфисковать автомобиль и личные вещи? Что делать? Можно ли защитить себя? Что происходит сейчас на границе Петербурга и Европы? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Но начинаем мы с одной из самых резонансных новостей этой недели. Но чтобы её проиллюстрировать и показать, как отражаются эти события на нашей реальной жизни, давайте сейчас в режиме он-лайн подключим камеры, которые установлены на границе с Евросоюзом. Например, с нашей известной и любимой многими петербуржцами КПП Торфянкова. С финской стороны, соответственно, КПП Ваалимаа.

Если не заброшенная, то уж точно абсолютно пустынная дорога! Просто дорога в каком-то забытом и давно оставленном людьми месте. В какой-то далёкой тайге, условно, сибирсь, плато Путарано. Но именно так сейчас выглядит окно в Европу. Официальные данные к этом часу. КПП Торфяновка – Ваалимаа: на выезд из РФ 0 машин, на выезд из Финляндии 12 машин. КПП Брусничное – Нуияма: на выезд из РФ 0 машин, на выезд из Финляндии 4 машины. КПП Светогорск – Иматра: на выезд из РФ 0 машин, на выезд из Финляндии 1 машина.

Да, мы помним Торфяновку, когда здесь скапливалось до нескольких тысяч машин. И в ту, и в другую сторону. Жуть, что творилось! Мы помним те времена, когда многие петербуржцы ездили в Финляндию, как к себе на дачу. Так и называли: наша дальняя дача. А в Иматру и Лаппеенранту вообще ездили одним днём. Что называется, покупаться в СПА, поужинать и обратно. Российско-финская граница как зеркало той геополитической реальности, в которой мы сейчас находимся. А в этом зеркале наглядно отражается всё: и противоречия, и недопонимание, и оголтелая антироссийская политика, которую сейчас проявляет Евросоюз. Было многое между нами: и железный занавес, и даже война. Была оттепель. Было широко распахнутое окно в Европу. Потом его стали заколачивать. Всё теперь закончилось вот этим. Одна из причин – это последнее заявление представителя Министерства иностранных дел Финляндии Элины  Валтонен.

Оно прозвучало в пятницу. Вот кратко его суть: ввозить в Финляндию легковой автомобиль, зарегистрированный в России, теперь смогут только граждане ЕС, постоянно проживающие в России, члены их семей, дипломаты или лица, рассматриваемые в качестве таковых, а также те, кто въезжает на территорию страны по гуманитарным соображениям. Более того, все зарегистрированные в России автомобили должны покинуть пределы страны в ближайшее время.

Всё. Окно закрылось. Уточнения к таможенным правилам Евросоюза вызвали шок у многих россиян. Зачем они это делают? И чем мы можем ответить на этот вызов? Антон Цуман продолжит тему».

Аэропорт Пулково, регистрация на рейс до Стамбула. Сейчас это чуть ли не единственный способ добраться до Европы, хоть и транзитом через Турцию. И даже новость о том, что согласно новым разъяснениям Еврокомиссии в плане соблюдения санкционного законодательства таможни европейских стран могут не пропустить часть личных вещей, пассажиров не тревожит.

Вот тот самый документ, принятый ещё в 2014 году и дополненный осенью 2022 года пунктом 3-I: «покупать, импортировать или передавать, прямо или косвенно, в Союз товары, которые приносят России значительные доходы, запрещается, если они произведены или импортированы из России».

И длинный список запрещённого, среди которых автомобили, мобильные телефоны, чемоданы. А вот разъяснения Еврокомиссии от 8 сентября этого года, где на вопрос, можно ли ввозить перечисленные товары в туристических целях или для личного пользования, чёрным по белому написано – нельзя. И вот одна из историй, как это уже реализуется на практике. Ирина Беляева ехала на своей машине с номерами РФ из Швейцарии, с выставки, где участвовали её собаки. Близ Магдебурга её догнали автомобили таможенной полиции.

Женщину просто оставили на обочине тёмной трассы с грудой вещей, четырьмя собаками на руках и уведомлением о конфискации. По форме – торжество европейской бюрократии. По исполнению – буквально грабёж на большой дороге. И если бы не друзья в Германии, говорит Ирина, могло случиться всё что угодно.

А несколькими месяцами ранее, ещё до всяких разъяснений, в том же регионе немецкие таможенники конфисковали автомобиль петербуржца Олега Антонова. Высадили с парома с вещами в руках. И неизменным уведомлением о нарушении санкционного законодательства. И конфискации его «Ауди».

Сама еврокомиссия позже сообщила, мол, характер рекомендательный, таможенные органы каждой страны вольны трактовать строгость применения санкций, как они хотят. И в максимально строгом варианте человек с российским паспортом, пересекая границу, может лишиться средств гигиены, шампуня, зубной пасты, электробритвы, чемодана, одежды, если она стоит более 750 евро. То есть за границу в буквальном смысле «налегке».

Эксперты по санкционному праву разъясняют – некоторые страны, в числе которых и Германия, просто не разделяют понятия «ввоз» и «импорт». И всё зависит от конкретного таможенного органа в конкретной стране. Но даже если у вас конфисковали, к примеру, автомобиль, это можно оспорить, что потребует и времени и денег.

А ведь, казалось бы, ещё совсем недавно Петербург и его окрестности были прямым олицетворением окна в Европу. Приграничный Выборг, в котором зарождалось такое явление «фарцовка», от «for sale» – «есть ли что на продажу?». Именно с этой целью предприимчивые люди подходили к туристам-финнам, которые приезжали в СССР целыми автобусами.

Выборгский краевед Владимир Тихомиров с ностальгией вспоминает о тех весёлых временах, которые ёмко олицетворялись фразой «Курица не птица — Финляндия не заграница». Когда петербуржцы ездили в «Финку», едва ли не реже чем финны в Петербург. Сетует, что теперь этот турпоток иссяк. Какими бы разудалыми финны ни были когда-то по нашу сторону границы, у себя они олицетворение законопослушности.

Пограничный пункт пропуска «Торфяновка». Так ещё каких-то 7 лет назад выглядела многочасовая очередь из легковушек и фур на въезд и на выезд. И вот такая картина сегодня. Дай бог с десяток машин в час, да и те почти все с финскими номерами.

Грузовики с нашей стороны на пункт теперь заезжают только порожними. Руководитель одной из крупнейших транспортных компаний Петербурга Илья Романов поясняет — теперь, когда на территорию Евросоюза запрещено заезжать не только тягачам, но и прицепам с российской регистрацией — логистика усложнилась максимально.

Даже тогда, когда на слуху было понятие «Железный занавес», машины советской транспортной империи «Совтрансавто» свободно колесили по всем европейским дорогам. Теперь это кажется чуть ли не сказкой. Но финский журналист Йохан Бекман, интервью с которым мы записывали в начале недели, выразил надежду, что правительство Финляндии всё же не станет применять к россиянам «драконовские меры».

Но международная обстановка меняется стремительнее, чем осенняя петербургская погода, и вот уже конец недели. Пресс-конференция финского МИДа, на котором чётко и ясно прозвучало – въезд на российских номерах с 16 сентября запретить. У тех, кто успел въехать ранее, есть 6 месяцев на выезд или перерегистрацию.

И если реализацию санкций в отношении россиян представить на карте, то получим такую картину: Швейцария этот вопрос комментировать отказалась, Эстония, Литва и Латвия объявили, что подойдут к исполнению максимально строго. В Германии таможенники пока ограничиваются автомобилями. Финляндия поколебалась, въезд автомобилям с российскими номерами запретила. И единственная рекомендация, которую могут дать представители российской индустрии туризма, – к поездкам в страны Евросоюза придётся готовиться, как к экзамену.

А пока из той, недавней, но уходящей эпохи, когда граждане России проходили границу без нервов, едет автобус Хельсинки – Петербург. Для многих пассажиров это уже традиционный маршрут, они только что привычно прошли финскую таможню. И всё же верят, что петербургско-финская дружба всё же сильнее общеевропейской бюрократии.

Да, Петербург всегда был зеркалом, в котором отражалась вся политическая реальность различных эпох. Были и противостояния и даже открытые войны, оттепели и железный занавес. Но всё равно мы возвращались к смыслу, определённому нашему городу Петром I – «судьбою здесь нам суждено в Европу прорубить окно». И этим окном в Европу был, есть и будет.