В гостях у программы «Утро в Петербурге» Евгения Аброськина, куратор выставки, научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа.
Николай Растворцев, ведущий: В Главном штабе Эрмитажа до начала октября открыта выставка, на которой представлены пять вырезанных из дерева женских скульптур. Такие скульптурные изображения имели как эстетическое, так и магическое значение в тех сообществах, где создавались. Почему такие необычные скульптуры были выбраны для этой выставки?
Евгения Аброськина, куратор выставки, научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа: Эта выставка для нас была большим событием и большим вызовом. Потому что хотелось показать про Африку важную тему, через которую можно затронуть одновременно несколько проблем и заинтересовать посетителей. А эти скульптуры обладают необычной природой. С одной стороны, они предназначены для определенных практик внутри культуры. С другой — воплощают в себе эталонную красоту для культуры народов Западной Африки.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Изображение этих женщин очень отличается от европейских представлений красоты, которые были сформированы веками.
Евгения Аброськина, куратор выставки, научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа: Заинтересовать и может даже возмутить посетителя — это было одной из наших задач, чтобы он начал задумываться о том, где тут красота и ритм? Для названия выставки выбрали известную фразу Леопольда Сингора, сенегальского поэта, философа, автора концепции негритюд, который говорил о том, что красота в африканском понимании сильно отличается от того, как её понимает европеец. Красота женщины передается при помощи рубленых, резаных линий, которые создают определенные движения и ритм. Все это сильно повлияло на европейское искусство.
Николай Растворцев, ведущий: Стоит ли непрофессионалу пытаться дополнительно разгадать что-то в этих изображениях? Есть ли что-то, что лежит на поверхности и можно таким образом знакомиться с культурой Африки?
Евгения Аброськина, куратор выставки, научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа: Непрофессионалу эта выставка будет намного интереснее. Здесь есть общие сюжеты: материнство, украшение тела, шрамы. Это очень понятные сюжеты. Но нам было важно заинтересовать посетителя и заставить его волноваться на тему того, почему ему что-то непонятно? Для этого мы создали научно-популярный контекст.
Николай Растворцев, ведущий: Какова роль женщины в искусстве Африки?
Евгения Аброськина, куратор выставки, научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа: Выставка задумывалась многослойной. С одной стороны, мы показываем конкретные этнографические артефакты. Тут нужно понимать, что эти статуи сделаны мужчинами.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Женщины в тот период могли работать только музой или могли себя проявлять и в творчестве?
Евгения Аброськина, куратор выставки, научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа: Женская роль в конце XIX — начале XX века — материнство. Женщина более закрыта, находится внутри домашнего пространства. А мужчина находится вовне. Он занимается сельским хозяйством, охотой, ремеслами. Мы не только хотели показать эти объекты, но и рассказать, какова роль женщины в нынешней Западной Африке. У неё достаточно много власти внутри семьи, которую она реализует при помощи статуса пожилой женщины, жены, матери ребенка. Но при этом женщина находится в уязвимом положении: вдова, обвинение в колдовстве, насилие. Обо всем этом мы говорим на выставке и пытаемся вывести из зрителя шаблонное восприятие женской роли в Африке.
Николай Растворцев, ведущий: На ваш взгляд, взгляд скульптора мужчины, он детальный, проработанный или в чём-то поверхностный?
Евгения Аброськина, куратор выставки, научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа: В традиционной культуре ничего поверхностного быть не может. От деталей зависит очень многое. Ведь эти скульптуры должны были играть определённую магическую роль, поэтому они продуманные до мельчайших подробностей.