Борьба с волнами, ветром и собственным характером. У этих участников – спортивные разряды, на счету – парусные регаты в Черном море, Онежском озере и Финском заливе. На воде все равны, даже если экипаж яхты состоит из слабовидящих и слабослышащих спортсменов.

ВЯЧЕСЛАВ ДОРОФЕЕВ, участник регаты:

Сначала у нас не хотел заводиться мотор: мы вышли, уже оставалось буквально полчаса до старта. Вооружили яхту под парусами, идём – сорвало парс, то есть нужно было за 10 минут искать новые верёвки, чтобы перевязать. Ты понимаешь, что все эти моменты, когда, может, в обычной жизни ты ещё двести раз подумаешь, здесь это работает на подсознательном уровне – тащишь, через не могу, через не хочу работаешь.

Вот уже второй год подряд в рамках Чемпионата Петербурга по парусному спорту проходит инклюзивная регата. За управлением яхтами – люди с ограниченными возможностями здоровья. Они на равных с обычными спортсменами борются за звание лучших. За рулём одной из яхт – слабослышащий Андрей Васюков, парусом управляет – слабовидящий Вячеслав Дорофеев. Они передают друг другу сигналы при помощи определенного постукивания по борту.

ВЯЧЕСЛАВ ДОРОФЕЕВ, участник регаты:

Вот, допустим, я касанием, если что надо сообщить, а Андрей звуком сообщает. К примеру, когда у нас идут повороты. Один удар в пол – готовность, далее, два удара – это поворот.

Рулевой второго экипажа – незрячий Владимир Кожемяков. Он вместе с тренером выработал собственную систему лавировки. Направление ветра и скорость воздушных потоков он чувствует буквально кожей. Лицом и ладонями ловит солнечные лучи и направляет судно в нужное место с максимальной скоростью.

ВЛАДИМИР КОЖЕМЯКОВ, участник регаты:

Когда я был зрячим ещё, я ходил в кружки судомоделирования. И в дальнейшем я хотел быть коком на судне, и очень хотелось попасть в море. Это уверенность в себе и в дальнейшей жизни. И без зрения можно совершать разные достижения и участвовать в регатах.

ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:

Под мачтой яхты находятся вот такие приспособления – это стопоры. В них заведены 6 канатов, которыми нужно управлять. У каждого – своя функция. Первая задача для незрячих спортсменов перед тем, как отправиться в регату, –изучить их, чтобы моментально, на ощупь определять тип верёвки.

Подготовка к регате шла 8 месяцев. За это время спортсмены должны были не только ознакомиться с устройством яхты, здесь на помощь пришёл точный макет судна, но и научиться работать друг с другом.

ЮЛИЯ ШУМОВА, организатор инклюзивной регаты:

Самое сложное – это взаимодействие, наладить взаимодействие. Например, у нас в дивизионе на руле – абсолютно глухой, а на парусе – глубоко слабовидящий. Как они друг с другом общаются, как сигнализируют команды – это высший пилотаж. Когда мой капитан говорит: «готовимся к уваливанию», я даже по голосу слышу, что сейчас очень важный момент, что соперники вот-вот, уже близко, и если я сейчас ошибусь в такой критический момент, нас обойдут.

Организаторы убеждены – людей с ограниченными возможностями на яхте можно научить всему. Для этого они создали учебные пособия и видеопрактикумы. Сейчас же в планах за зиму подготовить группу рулевых, которые профессионально смогут тренировать людей с инвалидностью по всей стране и развивать инклюзивный парусный спорт.