Каким бы свободным ни было творчество, закон и порядок всегда считает долгом внести свои коррективы. В культурную жизнь недавно вошла новая правовая лексема — «пропаганда пошлости и деградации». Ну казалось бы, что тут обсуждать. Все мы, наверное, против пошлости, а от призрака деградации можем лишь в ужасе отшатнуться. Другое дело, что все эти понятия назывные, как их определить иначе, чем через примеры. Ну, вот, например, у Довлатова: приятель-певец жаловался — начальство запретило песню «Желаю пить я губ твоих нектар». Что в этом плохого? Ничего. Пошлость. А что это — как ответить?! Что касается деградации, чуть сложнее… Летний стих «куртуазных манеристов»: «Сказал я девушке кротко: простите за нетактичность, но торс ваш и бюст, и походка напомнили мне античность. Она отвечает со вздохом: простите, но ваше сложенье напомнило мне эпоху упадка и разложенья». Многие авторитетные и умные люди со всей серьезностью скажут вам, что всё, отличающееся от античного ордера, представлений о красоте и мысли — той генеральной, идущей через века линии — деградация. А значит — почти всё. Вот, вы заметили — сказано обо всем, а ответа нет. Так мы по верхам изобразили обычную творческую дискуссию — конец ей может положить лишь указующий жест — это деградация, пошлость. И запрет. А к чему приводят художественные запреты — мы видели не раз и легко можем освежить в памяти. На выставке «Самиздат. Музыка времен запрета» в KGallery — побывала Анна Орловская.