280 лет со дня рождения Гавриила Державина. 14 июля его вспоминают как великого поэта России, которого все мы — прислушайтесь к себе — чтим, но как-то косвенно, по пушкинским, застрявшим со школьных времен: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». Рисуется портрет кого-то своё отжившего, способного максимум умилиться молодым талантам. Это, конечно, не так. Державин был новатором своего времени, реформатором слова и языка, здесь и сейчас говорить об этом серьёзно — не получится, о забавных детальках — множество формальных экспериментов, тут и буква «Ё», которую он одним из первых ввёл, или наоборот то, как он игнорировал букву «Р», написал 10 стихотворений, не используя её — для демонстрации мягкости и богатства отечественной речи. Придумывал и новые слова, в частности настойчиво требовал называть известный инструмент «тихогромом». Вместо фортепиано. Представляете? Первый тихогромный концерт, ну например, Чайковского. Необычно, но звучит. Что и есть поэзия! Что же касается патриотических переборов — вполне понятны. Автор неофициального гимна России «Гром победы, раздавайся!» был государственным поэтом. В общем, штрихов к его портрету можно найти множество. Тайну портрета Гавриила Державина из Иркутского художественного музея открыли учёные Государственного Русского музея. Сейчас в его залах не просто выставлен этот портрет — пример научного исследования произведения искусства. Рассказываем — в деталях.