АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Первая половина XIX века ознаменовалась в Европе повальным увлечением эпохой средних веков. В моду входит неоготика — этот стиль проявил себя в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и, конечно же, в скульптуре. В России мода на неоготику прижилась в эпоху правления Николая I, это вторая треть XIX столетия. Именно благодаря его увлечению эпохой средних веков и рыцарской культуры до нас дошло огромное количество элементов и символов стиля неоготики, особенно шедевров архитектуры, например, знаменитый царскосельский Арсенал — здание, в котором хранилась уникальная коллекция оружия императора.
Глеб, когда мы говорим о павильоне Арсенал, который в нынешнем виде существует как часть Государственного музея заповедника Царское Село с 2016 года, то необходимо, наверное, вспомнить в принципе об истории этого места. Потому что в XVIII веке во время Анны Иоанновны или Елизаветы Петровны, всё это было охотничьими угодьями.
ГЛЕБ АРЛЮК, хранитель фонда «Оружие» ГМЗ «Царское Село»:
Абсолютно правильно. Парк, в котором мы сейчас находимся, Александровский парк тогда представлял из себя настоящий зверинец. Ну и конечно, здесь проходили охоты, здесь были действительно настоящие дикие звери: кабаны, маралы, лоси. Елизавета Петровна — истинная охотница, страстная любительница охоты и, конечно, для отдыха после охоты, во время охоты требовалось создать какой-то павильон, домик для отдыха. И был создан построен павильон Монбижу. «Монбижу» в переводе с французского «моя драгоценность». После правления Елизаветы Петровны в некое запустение пришёл, надо сказать, и парк, и сам это павильон Монбижу. И вот следующее крупное событие в жизни этого павильона — это эпоха правления Александра I. Он решил перестроить этот павильон, побывал в Англии и в Виндзорском парке на холме Шрабс, увидел башню Кренбурн в таком стиле английского донжона и решил, а почему бы и не перестроить павильон Монбижу в этом стиле. И вот здесь начинается второе рождение этого павильона. Архитектор Менелас приступает к строительству, на основе этого барочного павильон Монбижу возводится Арсенал. Уже неоготический стиль.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
А что за история связанная с замком вальтера Скотта в Шотландии?
ГЛЕБ АРЛЮК, хранитель фонда «Оружие» ГМЗ «Царское Село»:
Ну, я в принципе могу сказать, что в целом неоготическая архитектура и английская, в частности готическая архитектура, повлияла на вкусы Александр I, у него появился к этому интерес. Менелас не успел достроить, достраивал архитектор Тон и расцвет этого павильона связан уже с именем не Александра I, а Николая I, а Николай I — страстный любитель оружия.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Меня всегда интересовало, почему Николая I, которого ещё называют император-рыцарь … «последний рыцарь Европы», так страстно увлекся средневековьем и всей этой рыцарской культурой. Вот откуда это всё?
ГЛЕБ АРЛЮК, хранитель фонда «Оружие» ГМЗ «Царское Село»:
Как я понимаю, любовь к оружию у него родилась и разгорелась от подарка в детстве. Вместе с братом Михаилом, младшим братом он воспитывался в Гатчине, и там в ходе одного из приёмов генерал Ланжерон после одной из русско турецких войн преподнёс маленьким великим князьям подарки, это были трофейные сабли. И вот после вот этой сабли — 14 лет ему было тогда, он её взял в руки и понял, что его оружие интересует. Вот с этого начинается любовь к коллекционированию.
— Хорошо нам остаётся только войти внутрь этого здания Арсенала и посмотреть на ту коллекцию, которая сегодня существует в рамках экспозиции.
— Так и поступим.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Ну что, Глеб, зашли мы непосредственно уже внутрь Арсенала. Коллекция оружия, собранная Николаем I , его сыном Александром II при внуке уже Николая I, то есть Александре III, оказалась привезённая из Царского Села в Эрмитаж.
ГЛЕБ АРЛЮК, хранитель фонда «Оружие» ГМЗ «Царское Село»:
Но нужно сказать, что, действительно, Александр III коллекцию Николая I, которая находилась в Арсенале, повелел передать в Государственный Эрмитаж, это, кстати, пророческое решение — дело в том, что в годы Великой Отечественной войны город Пушкин был оккупирован фашистскими войсками. Для немцев представляли наибольший интерес предметы, выпущенные как раз-таки в Германии, а в основном многие доспехи как раз-таки были немецкого производства. Поэтому не реши так Александр III , возможно не увидели бы мы этой коллекции.
Вот этот доспех — это вершина, наверное, кузнечного мастерства своего времени, это так называемые «максимилиановские латы» …
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Поясним, что они названы так в честь короля Германии, императора Священной Римской империи Максимилиана.
ГЛЕБ АРЛЮК, хранитель фонда «Оружие» ГМЗ «Царское Село»:
…. покровителя рыцарства, кузнечного дела. Самая суть этого доспеха в том, что основные детали крепятся на ожерелье, что позволяет облегчить нагрузку на рыцаря, и весь этот доспех покрыт такими рёбрами жёсткости, он такой рифлёный, что добавляет прочности латам.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Я знаю что вот с этим золотым доспехом связана какая-то интересная любопытная легенда, особенно в плане того, что вы — имею ввиду хранителей и реставраторов Царского Села, долго не могли понять — что это.
ГЛЕБ АРЛЮК, хранитель фонда «Оружие» ГМЗ «Царское Село»:
Стали работать в архивах, смотреть, изучать и в архиве Конюшенного ведомства обнаружили запись «доспех радостного» и «доспех печального рыцаря». В нашей коллекции хранится такой же чёрный доспех, и выяснилась такая история — действительно, начиная с времён Петра I, похороны императоров русских сопровождались вот такой средневековой традицией. Всегда эту процессию сопровождал печальный рыцарь и радостный рыцарь, один в чёрной другой золотой, вплоть до Александра III эта традиция сохранялась, и вот как раз этот доспех относится к времени похорон Александр I.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Глеб, я знаю, что у вас на экспозиции здесь в Арсенале находится, если я правильно выражаюсь, точная реконструкция того, что было здесь во времена Романовых.
ГЛЕБ АРЛЮК, хранитель фонда «Оружие» ГМЗ «Царское Село»:
Абсолютно правильно. Сейчас мы находимся на такой композиции доспехов «Посвящение в рыцари». Это выполнено современными кузнецами, но по настоящим образцам, а источником главным для создания этой композиции послужила акварель художника Рокштеля, который зафиксировал виды интерьеров Арсенала, и это позволило нам восстановить их.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Если мы опять же будем говорить о коллекции, которую собирал Николай I , Александр II, есть какие то цифры — сколько это вообще было в единицах хранения?
ГЛЕБ АРЛЮК, хранитель фонда «Оружие» ГМЗ «Царское Село»:
Ну, если говорить о Николае I — это более 5 тысяч предметов, если говорить о Александре II, то это более камерное, конечно, собрание – около 500 предметов. Вот сейчас на в тором этаже как раз-таки мы представляем коллекцию Александра II, а он в отличие от своего отца всё-таки больше тяготел к восточному оружию и, в частности, — турецкому. Это шатёр турецкого военачальника, это реконструкция шатра, перед ним установлены два бунчука — это символы власти турецких военачальников, но внутри обстановка XIX века, действительно, из оригинальных предметов, как и выглядел шатёр в походных условиях и
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Заимствовала ли русская армия какое-то оружие?
ГЛЕБ АРЛЮК, хранитель фонда «Оружие» ГМЗ «Царское Село»:
Если говорить о средневековье, то русский доспех — как раз-таки это заимствование с Востока.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
От татаро-монголов?
ГЛЕБ АРЛЮК, хранитель фонда «Оружие» ГМЗ «Царское Село»:
Можно и так сказать.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Я у вас не могу не поинтересоваться по поводу персидского оружия, которое есть в вашей коллекции, тем более, что с Николаем I связана всё-таки финальная стадия русско- персидских войн.
ГЛЕБ АРЛЮК, хранитель фонда «Оружие» ГМЗ «Царское Село»:
Вот если мы к этой витрине подойдём, стоит обратить внимание на самый, наверное, яркий предмет персидского оружия — сабля, в этой витрине представлена сабля шамшир. Вообще персидское оружие отличает от турецкого, допустим, всегда не так много, скажем так, декораций и украшений на клинке, и на этом клинке мы можем увидеть имя мастера «Сатула из Исфагана» — это известнейший мастер средневековья персидского, личный оружейник Аббаса Великого, эту саблю подарила Николаю I супруга на один из дней рождения. Здесь сталь просто прекрасная, идеальный рисунок булата, ее затачивали в XVII веке последний раз и она до сих пор острая.