АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Пожалуй, единственное место на современной карте Петербурга и его императорских пригородов — это Ораниенбаум, именно оно связано с именем Петра III, Великого князя Петра Фёдоровича. Он был племянником императрицы Елизаветы Петровны, которая пригласила его сюда в Петербург сразу после того, как сама стала императрицей и провозгласила его своим официальным наследником. Он был сыном старшей сестры Елизаветы Петровны — Анны, которую их отец Пётр Великий когда-то выдал замуж за принца Голштинии. Вообще основатель Петербурга Пётр Алексеевич был большим поклонником династических браков и заключении браков с иностранными монархами из дипломатических соображений. Однако Петра Фёдоровича здесь в Петербурге, конкретно здесь в Ораниенбауме ждала не самая радостная судьба — та же Елизавета Петровна подобрала ему невесту — будущую Екатерину II, и закончил свои дни Пётр Фёдорович именно здесь, в Ораниенбауме, вот в этом дворце, который теперь носит его имя.

ЮЛИЯ НИКИТИНА, заведующая отделом «Хранения и изучения памятников Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф»:

Крепость Питерштадт, которая была заказана Петром Фёдоровичем для оттачивания военных навыков. На территории этой крепости располагались почётные ворота и каменный дворец — вот это две единственные постройки, которые бережно время донесло до наших дней. Крепость Питерштадт – это была настоящая крепость, напоминала она по форме четырнадцатиконечную звезду с высокими валами четырёхметровыми, всё по правилам фортификации.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Когда Елизавета Петровна уже выбрала невесту для своего племянника, тоже немку по происхождению, как она сама говорила из очень, скажем так, знаменитого немецкого рода, но очень бедного, чтобы на что не претендовала. Когда София Августа Ангальдт Цербская сюда приехала, соответственно, здесь и поселилась молодая семья ?

ЮЛИЯ НИКИТИНА, заведующая отделом «Хранения и изучения памятников Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф»:

Да, да Ораниенбаум приобрёл статус великокняжеской резиденции, который сохранялся достаточно долго.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Стоит, наверное, отметить такой печальный факт , что из-за дворцового переворота 1762 года вступили в игру вот эти чёрные политтехнологии, потому что для того, чтобы оправдать своё присутствие на престоле, нужно было очернить предшественника, и сановники Екатерины II совершили, можно сказать, большой такой анти-подвиг — в истории нашей страны Пётр III остался как человек не очень дальновидный, может быть, самодур, инфантильный ….

ЮЛИЯ НИКИТИНА, заведующая отделом «Хранения и изучения памятников Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф»:

Действительно, достаточно долго личность и деятельность Петра была, единодушно причём оценена историками, как отрицательная. Один из них даже заметил, Петру III была присвоена какая-то исключительная привилегия на бессмысленность и глупость. Вот такой приговор был вынесен, казалось обжалованию не подлежит. И только со временем стало появляться другое мнение, которое отмечало заслуги императора Петра III, но время всё расставляет на свои места. Пётр III подражал своему деду Петру Великому, действительно, хотел править, он вставал рано и отправлялся в Сенаты и заслушивал доклады, за свои 186 дней правления он издал 192 указа и даже подумывал отменить крепостное право. Свобода вероисповедания, денежная реформа, упразднение Тайной канцелярии, одним из ключевых актов был Манифест вольности дворянства ….

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

… который потом Екатерина II благополучно выдала за своё…

ЮЛИЯ НИКИТИНА, заведующая отделом «Хранения и изучения памятников Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф»:

Да, она порой сначала отменяла, потом снова издавала за своей подписью и присвоила себе всю славу. Дворяне были в восторге от этого манифеста и они пожелали установить золотую статую в Петербурге императору, но Пётр III оказался и ответил «Сенат может найти лучшее назначение золоту, а я своими делами надеюсь воздвигнуть более долговечный памятник в сердцах своих подданных».

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Можем ли мы утверждать, что многое, что мы видим в отделке интерьера дворца Петра III — сохранилось вот с этих самых времён, то есть со второй половины XVIII века?

ЮЛИЯ НИКИТИНА, заведующая отделом «Хранения и изучения памятников Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф»:

Сам дворец полностью сохранился, внешняя отделка. Внутренняя отделка, к сожалению, пострадала достаточно сильно. Дело в том, что после свержения Петра III дворец никак не использовался. Конечно, он подвергался каким-то таким незначительным ремонтным работам, но почти 100 лет он находился в забвении и постепенно приходил в запустение, и только в конце XIX столетия, благодаря стараниям Великой княгини Елены Павловны здесь были проведены масштабные реставрационные работы.

Но художники, архитекторы, мастера. которые работали в то время — они опирались на наследие прошлого, то, что пришло и досталось им от архитектора Ринальди и мастеров XVIII столетия.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Вот эта гранитная, если я правильно говорю, лестница — она помнит императора Петра III ?

ЮЛИЯ НИКИТИНА, заведующая отделом «Хранения и изучения памятников Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф»:

Да, вот эта лестница сохранилась здесь, действительно, она выполнена из гранита. Архитектор Ринальди очень любил использовать природный камень, он чувствовал его красоту, поэтому природный камень использован во многих его постройках в Петербурге.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Я не могу не отметить, что здесь вензель Петра III присутствует.

ЮЛИЯ НИКИТИНА, заведующая отделом «Хранения и изучения памятников Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф»:

Да, да, вот верхняя площадка ограничена кованой ажурной решёткой, в декоре которой использован вензель Петра Фёдоровича.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Вот каждый раз, когда я оказываюсь во дворце Петра III, для меня это поразительно. насколько символизм присутствует в оформлении интерьера и то, что картины, которые мы, например, вот в этом зале наблюдаем они не случайно здесь. С одной стороны сам портрет Петра III, который, получается, спустя полвека немного … не то чтобы помирил , но в своей личной фигуре совместил Петра I — своего деда, и Карла XII, c которым тоже имеет родственные отношения, которые между собой в начале XVIII века сражались, и без войны бы не было Петербурга, наверное. А с другой стороны висит король Пруссии Фридрих Великий, Фридрих II — он же был кумиром Петра III.

ЮЛИЯ НИКИТИНА, заведующая отделом «Хранения и изучения памятников Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф»:

Да, действительно, Пётр III преклонялся перед талантами прусского правителя. он был высоко дисциплинированным человеком и у него была дисциплинирована армия, лучшая в Европе, но Фридрих требовал дисциплину не только от своих подчинённых, это прежде всего было направлено к нему самому.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

И за свою любовь к нему он пострадал, Елизавета Петровна отлучила его от Военного совета.

ЮЛИЯ НИКИТИНА, заведующая отделом «Хранения и изучения памятников Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф»:

Да, это вызывало раздражение, конечно, в русском обществе, да.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

То, что мы видим – это образец, это было от сохранившегося стиля, ну или попытка его как-то возобновить и придать дворцу вид рококо, в котором работал Ринальди.

ЮЛИЯ НИКИТИНА, заведующая отделом «Хранения и изучения памятников Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф»:

Отделка внутренняя выполнена в стилистике рококо, стиля XVII века, здесь присутствуют 22 вот такие полочки-консоли серебряные, которые объединены растительным орнаментом в единую композицию, выполнены они по рисункам Ринальди, они воссозданы уже были в XIX столетии при великой княгине Елене Павловне в несколько измененном виде, но идея итальянца Антонио Ринальди.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Оказались наверное в самом большом зале дворца Петра III, как раз середины второй половины XVIII, века когда использовалась вот такая шпалерная развеска картин

ЮЛИЯ НИКИТИНА, заведующая отделом «Хранения и изучения памятников Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф»:

По желанию Петра картинный зал украсили картины шпалерной развески. Эта развеска характерна тем, что не были важны художники, сюжеты — главное было создать вот такой вот общий декоративный эффект.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Где Пётр III по легенде мог играть на скрипке ?

ЮЛИЯ НИКИТИНА, заведующая отделом «Хранения и изучения памятников Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф»:

Как раз в этом зале. Здесь сохраняется до сих пор потрясающая акустика, попробуйте, если хлопнуть в ладоши … Поэтому он здесь любил музицировать. Единственное, что он не долго мог насладиться интерьерами и присутствием в этом дворце — летом 1762 года был готов дворец к использованию, но вот, к сожалению, буквально через несколько дней — 28 июня 1762 года был совершён дворцовый переворот, в результате которого император был свергнут.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

А это правда или нет, что вот этот уникальный потрясающий плафон смогли реставраторы Государственного музея-заповедника «Петергоф» обнаружить 5 лет назад, когда была такая очередная масштабная научная реставрация?

ЮЛИЯ НИКИТИНА, заведующая отделом «Хранения и изучения памятников Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф»:

Да, действительно, в рамках реставрации 2018 года был обнаружен вот этот живописный плафон, но создан он был в XIX столетии.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Вот мы с вами говорили о том, что в годы войны хоть и само здание и уцелело более или менее, но пострадали интерьеры некоторые. Какие именно?

ЮЛИЯ НИКИТИНА, заведующая отделом «Хранения и изучения памятников Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф»:

Ну, больше всего пострадал интерьер спальни, в который мы сейчас переходим. Её украшал удивительной красоты камин, который, к сожалению, не сохранился, потому что в годы войны в дымоход попал снаряд. Спальня тоже украшена живописными панно, выполненными веймарским художником Гансом Шмидтом. Шмидт вдохновлялся творчеством Франсуа Буше, и вот панно на стене оно повторяет в зеркальном отражении картину Франсуа Буше «Прелести сельской жизни». В советское время панно было безжалостно вырезано, поэтому вы видите по краям … Когда-то здесь стояла кровать, большая кровать, украшенная великолепным убором с перьями, а сейчас на этом месте находится вот этот вот уникальный кабинет, выполненный по заказу Петра Фёдоровича в мастерской Санкт-Петербурга Франциска Кондора.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Наверняка здесь бывала фрейлина Воронцова — официальная фаворитка Петра III?

ЮЛИЯ НИКИТИНА, заведующая отделом «Хранения и изучения памятников Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф»:

Да, она как раз тоже с ним провела здесь последние часы. За 4 дня до переворота был дан «малый стол», где Пётр безмятежно обедал в компании своей фаворитки и приближённых.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Любопытная деталь, когда Петр III уже подписывал своё отречение от престола, он просил немногое — чтобы его отпустили назад в Голштинию, чтобы он остался Голштинским принцем, королем и забрать с собой фрейлину Воронцову, скрипку и мопса.

ЮЛИЯ НИКИТИНА, заведующая отделом «Хранения и изучения памятников Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф»:

Ни одной из просьб Екатерина не выполнила. Фрейлина Воронцова на коленях умоляла разрешить ей разделить судьбу свергнутого императора, но Екатерина была непреклонна.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Последний вопрос, который хочет вам задать, Юлия, я знаю, что здесь есть некая, ну я не буду называть её потайной дверью — всё-таки она присутствует и так, и использовалась она для того, чтобы как-то быстро покинуть ….

ЮЛИЯ НИКИТИНА, заведующая отделом «Хранения и изучения памятников Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф»:

Да ,здесь небольшая дверь, которая ведёт на винтовую лестницу потайную, спустившись по этой лестнице, можно было сразу выйти к бастионом крепости, и эта лестница существовала здесь со времён первого хозяина. Вот с того далёкого времени сохранилась легенда, которую рассказывают до сих пор: пол в этой комнате был музыкальный, каждый шаг отдавался определённой нотой, которая складывалась в известную мелодию, и вот воображение рисует последние мгновения императора, когда отрёкшийся монарх шёл по этой комнате, а дворец прощался с ним музыкальным эхом.