Музей-заповедник Гатчина: три парка, уникальный архитектурный ансамбль, более полусотни исторических интерьеров и ежегодно — яркие временные экспозиции. Например, тронные кресла, которые можно увидеть в крипте дворцовой церкви, были переданы в Гатчинский дворец ещё в начале 80-х из музеев Московского Кремля. Это одно из немногих собраний, которое может похвастаться реликвиями Александра Второго и Третьего, Николая Второго.
АЛЕКСАНДРА ФАРАФОНОВА, заведующий научно-фондовым отделом ГМЗ «Гатчина»:
Трон — это целый комплекс. Он включал и балдахин, и тронное кресло, и подножные скамейки, и сам постамент из нескольких ступеней. Вот эти тронные кресла использовались только во время коронационных торжеств. Фактически их использовали один раз.
В оформлении тронов можно увидеть мотивы моды тех времён: византийские мотивы и неорусский стиль, и проследить изменения государственной символики, например, меняется расположение крыльев орла. Однако есть и обязательный элемент: монограмма в окружении цепи ордена Андрея Первозванного.
АЛЕКСАНДРА ФАРАФОНОВА, заведующий научно-фондовым отделом ГМЗ «Гатчина»:
Трон Александра Третьего — один из самых эффектных. Само сочетание лазоревого с золотом — очень красиво. Он совершенно точно вдохновлён какими-то элементами византийскими. Изначально оно принадлежало императору Александру Второму. Когда готовилась коронация его преемника, Александра Третьего, заново его переобили, вызолотили, подготовили новую вышивку, и оно было обновлено для нового государя.
А этот экспонат — единственный на выставке. Он рассказывает о двух выдающихся императорах: Петре Первом и Кань Си, правителе Поднебесной в конце 17го — начале 18го века. Это время называют золотым веком в истории Китая.
СВЕТЛАНА ФОМИНА, старший научный сотрудник, хранитель Фонда фарфора и стекла Гатчинского дворца:
В этот период расширяются политические, экономические, культурные связи между Российской империей и Поднебесной. Пётр Первый и Кань Си обмениваются многочисленными подношениями, дипломатическими дарами.
На блюде изображён дракон — символ императорской власти. В лапах он держит жемчужину с иероглифом, обозначающим пожелание долголетия. На краях также два важных символа.
СВЕТЛАНА ФОМИНА, старший научный сотрудник, хранитель Фонда фарфора и стекла Гатчинского дворца:
Это пожелание счастья — иероглиф «Фу», мы видим наверху, и пожелание карьеры, благосостояния — иероглиф «Лу», изображён внизу.
А с другой стороны можно увидеть девиз китайской правящей династии — «лучезарный и процветающий».
Но не все страницы истории Гатчинского дворца были лучезарными. 1917 году посвящена выставка-спектакль «Место силы — Гатчина». Главные герои — исторические персоны, участники революционных событий.
Это такой символический стол. То, что вы видите — это не полноценные куверты, а символы того, что здесь происходило. Например, Борис Викторович Савенков — террорист, поэтому здесь появляются пули, писатель, картежник. Следом Павел Ефимович Дыбенко — очень тоже важная личность. И нам очень повезло, что все они оставили воспоминания.
Воспоминания о событиях революционного года представлены в виде диалогов в театре теней. Гатчинский дворец снова стал сценой, на которой разворачиваются масштабные исторические сюжеты.