АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:
Ого! Это же останки раковины трилобита — самого распространённого на территории Ленинградской области ископаемого животного. Они жили приблизительно 450 миллионов лет назад. В древних слоях земли трилобитов находят регулярно. Однако это не единственные обитатели! Приготовьтесь, сегодня нас ждёт знакомство с другими интересными окаменелостями.
Мы приехали в Путиловский карьер. Со времён Петра Первого тут добывают известняк. А в нём находят и причудливые организмы.
ЛЕВ ГЕМБЕЛЬ, экскурсовод Палеопарка:
Крестьяне, которые добывали, они не знали, что это такое. С чем это можно ассоциировать, потому что многих животных люди впервые видели. И Пётр Первый своим указом сказал, что всякие интересные находки, которые найдены, нужно отдавать в специальную комиссию.
В прошлом году рядом с карьером открыли Палеопарк, чтобы у людей была возможность самостоятельно отыскать и изучить доисторических животных.
АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:
Сейчас в это трудно поверить, но мы на дне доисторического моря Тетис. Как установили учёные, во времена Ордовика вся территория современной Ленинградской области находилась в южном полушариии в тропической зоне. И вот тогда здесь бурлила жизнь.
Это было задолго до появления динозавров, поэтому крупных ящеров здесь нет. Но есть другие не менее интересные хищники.
— Лев, по моему ненаучному мнению, это раковина эндоцероса?
— Нет. Это не эндоцерас! Это у нас головоногий моллюск. Это такой был царь тогдашних морей. Он поедал всех и вся. Это так скажем, предок современных кальмаров.
Длина только одной раковины моллюсков могла достигать 8 метров! Только представьте насколько неприятной могла быть встреча в море с таким гигантом! Идём дальше — мне попался камешек, а на нём бурые пятна.
— Мне кажется. Что это тоже какой-то обитатель древних морей.
— Да. Вы правы! Это мшанка. Это такой организм похожий на губку. Оно пупырчатое такое, похожее на такую розочку, которая была прикреплена ко дну моря. Она фильтровала воду, питалась каким-то планктоном. В общем, такой интересный обитатель морей.
— Во как! Тоже кладём в рюкзачок.
В камнях известняка частенько попадаются и маленькие раковины. С виду вполне обычные, а на деле — древнее Европы.
ЛЕВ ГЕМБЕЛЬ, экскурсовод Палеопарка:
Вы видите вот такие чёрточки? Это они — брахеоподы маленькие совсем. Они закрываются вот так. У них особенный замок — неправильный прикус. Плюс у них там внутри другое тело.
К сожалению, в слоях земли сохраняются только твёрдые ткани, поэтому о том, как выглядели граптолиты, иглокожие и конодонты мы можем только догадываться.
ЛЕВ ГЕМБЕЛЬ, экскурсовод Палеопарка:
Очень долгое время учёные находили только зубы, и не знали как можно восстановить таких вот животных. Но есть отпечатки, слепки таких вот животных и учёные смогли реконструировать как они могли выглядеть. Но они находятся очень редко.
— Может у меня есть отпечаток конодонта?
— Я сильно сомневаюсь.
За час прогулки я научился в обычных камнях находить древние формы жизни и обнаружил 15 трилобитов, 10 раковин больших моллюсков и несчётное количество брахиоподов.
АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:
Ох! Тяжело! Я насобирал целый рюкзак камней. Теперь дома устрою свой палеонтологический музей.