В гостях у программы «Утро в Петербурге» Василий Успенский, научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.
Ксения Бобрикова, ведущая: На третьем этаже Зимнего дворца открылась галерея графики. Дебютную экспозицию назвали «Гравюры и рисунки: диалог искусств от Дюрера до Гойи». В собрании Эрмитажа 600 тысяч гравюр и рисунков. Почему до этого лета пятая часть коллекции музея не была представлена на постоянной экспозиции?
Василий Успенский, научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа: В музеях никогда не бывает гравюр на постоянной экспозиции. Потому что она боится света, выгорает и ветшает. Поэтому мы их регулярно показывали на временных выставках.
Тимофей Зудин, ведущий: Сколько по времени можно выставлять бумажные и тканевые экспонаты, чтобы не навредить им?
Василий Успенский, научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа: По разработкам Министерства культуры допускается 3-4 месяца. Так как сейчас у нас есть галерея, где будет постоянно выставляться графика, то экспозиция будет обновляться каждые 4 месяца.
Ксения Бобрикова, ведущая: В списке представлено 117 работ. Все они от известных мастеров. Почему решили именно их экспонировать в первую очередь?
Василий Успенский, научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа: У нас 500 тысяч гравюр и около 600 тысяч рисунков. Эта выставка — своеобразный тизер, который привлекает внимание к остальному ее наполнению.
Тимофей Зудин, ведущий: Экспозиция разделена на четыре главы. Что это за разделы?
Василий Успенский, научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа: Первый — это гравюры рисовальщики. Это произведения одного художника, который выполнил произведение в рисунке и в гравюре. Второй раздел — подготовительные рисунки. Последние разделы про то, как гравюра подражала рисунку. И наоборот.
Ксения Бобрикова, ведущая: Все ли художники переводили свои картины в гравюры? Или эту часть работ они делегировали?
Василий Успенский, научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа: Были разные стратегии. До изобретения фотографии гравюра была единственным способом тиражирования изображений. Если художник хотел, чтобы его картины стали известны за пределами населенного пункта, где он проживал, то нужно было делать гравюры.
Тимофей Зудин, ведущий: Зачем нужны были рисунки, имитирующие печатный оттиск?
Василий Успенский, научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа: В этом есть своя красота и эстетика.