В гостях у программы «Утро в Петербурге» Александра Коншакова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Сегодня в центре нашего внимания картина «Остров мертвых». Это самая известная картина швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина. Он создал шесть вариантов картины. Последняя в соавторстве с сыном. Почему автор создал столько копий? Насколько они идентичны друг другу?
Александра Коншакова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Это была распространенная практика. Художники создавали вариации своих картин, если они нравились публике и на них поступали заказы. Арнольд Бёклин ни разу не повторил композицию в точности. Он все время немного варьировал детали, композицию. Создавал в том числе разные настроения и разные эффекты.
Николай Растворцев, ведущий: Ему прощали эти вольности в написании картины?
Александра Коншакова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: К тому моменту, когда Бёклин писал свои варианты «Острова мертвых», публика прощала ему почти все. Потому что он был очень известным мастером. Известность пришла к третьему варианту картины, потому что она была написана для галериста Берлинского, который позаботился о том, чтобы его, его галерею, и художника, очень хорошо знали.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Картина теперь является частью коллекции Эрмитажа. Она была приобретена из частной коллекции в конце прошлого года. Но Петербургская аудитория и посетители могли и раньше ее созерцать?
Александра Коншакова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Да. Она уже около 10 лет была в постоянной экспозиции музея. Коллекционер передал ее на безвозмездной основе на экспонирование в Эрмитаж. Только в прошлом году удалось приобрести ее в коллекцию музея.
Николай Растворцев, ведущий: Основа композиции — древнегреческий миф. Насколько обращение к таким сюжетам свойственно автору? Времени?
Александра Коншакова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Бёклин большую часть жизни провел в Италии. Для него это была страна наследия античности и длящегося Золотого века. Он сам много обращался к античным сюжетам, и публика это любила.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какова суть сюжета изображенного на картине?
Александра Коншакова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: На картине изображен мрачный остров, который вырастает из пустынных вод. Остров может трактоваться как образ ада и последнего пристанища. Или наоборот, острова блаженных, где находили покой герои, избранные богами для бессмертия. Множество трактовок здесь не противоречит одна другой. Это как раз принцип символизма конца XIX столетия.
Николай Растворцев, ведущий: Чем вызвана популярность этой работы?
Александра Коншакова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Она очень удачна по композиции. Картина строится вокруг умолчания, вокруг тайной загадки, которую нам до конца никогда не постичь. Это вызывает азарт. И галерист Фриц Гурлитт придумал ей название «Остров мертвых», чтобы привлечь внимание. Сам Бёклин не давал названия картинам, чтобы не ограничивать зрительское восприятие. А после того, как Арнольд Бёклин умер в 1901 году, эту картину стали осмысливать уже как памятник художника, созданный им себе при жизни.