В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Фаина Костина, народная артистка России и Эдуард Гайдай, главный режиссёр Санкт-Петербургского театра марионеток им. Е. С. Деммени.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: По происхождению дворянин, по образованию военный, по устремлениям актер. Именно так в автобиографии писал о себе режиссёр, педагог, заслуженный артист РСФСР Евгений Деммени. Его юбилей в этом году отмечает театральный мир. 125-летию мастера посвящен и фестиваль «Деммени-фест», который начнется 26 июня в Санкт-Петербургском театре марионеток им. Е. С. Деммени.  

Николай Растворцев, ведущий: Сегодня, в день начала Великой Отечественной Войны хочется вспомнить подвиг сотрудников театра, всех тех, кто остался в блокадном Ленинграде. Принимал ли театр зрителей в осажденном городе? Какую память передают актеры того поколения актерам следующего поколения?

Фаина Костина, народная артистка России: Да, конечно. В блокаду театр остался и работал до последних дней. В конце декабря был последний спектакль. Потом был поставлен фронтовой спектакль «Юный Фриц». Его написал для нашего театра Самуил Яковлевич Маршак. Он великолепно прошел более 650 раз на фронтах. Это вселяло надежду и веру в тех бойцов, которые видели этот спектакль перед боем. 

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Не только театральная деятельность продолжалась во время войны, но и когда коллектив был эвакуирован, Евгений Деммени продолжил образовательную и педагогическую деятельность, воспитывал лучших артистов своего времени, которые потом разъехались по Союзу. География его учеников совпадает с географией участников вашего фестиваля. Расскажите об этой преемственности?

Эдуард Гайдай, главный режиссёр Санкт-Петербургского театра марионеток им. Е. С. Деммени: Да. Это является основной концепцией нашего фестиваля. Ученики Деммени открыли более 12 театров в нашей стране. Тогда это был Советский Союз, а теперь часть театров оказалась за границей. Мы пригласили их на наш фестиваль и юбилей 125 лет. Поэтому все взаимосвязано. Один из ярких театров из Екатеринбурга. Их спектакль номинирован на несколько номинаций в «Золотой Маске». Открываться фестиваля как раз будет спектаклем «Гоголь триптих» Екатеринбургского Театра кукол. 

Николай Растворцев, ведущий: На какие постановки советуете обратить внимание?

Эдуард Гайдай, главный режиссёр Санкт-Петербургского театра марионеток им. Е. С. Деммени: На эту постановку. Она необычная, интересная.

Николай Растворцев, ведущий: Фаина Ивановна, вы пришли вместе с одним из персонажей. Можете ли его голосом и манерой сказать, насколько он ждет встречи со своими коллегами?

Фаина Костина, народная артистка России: С 1 июня у нас открыта выставка до закрытия фестиваля. Там будут выставлены куклы, которые представляют художественную ценность. Куклы, которые были сохранены во время блокады и войны. В Доме актера на Невском, 86. Это место очень любил Евгений Деммени. Там будет и наш герой, с которым Евгений Сергеевич сделал массу открытий в этом виде искусства. Эти куклы сделаны из дерева — хорошего, сухого и не одна из них во время блокады не была сожжена. Петрушка — это была его любимая кукла с детства. Он случайно полюбил этого персонажа, поскольку мама его отвезла в Париж, и там он его увидел. Наш Петр Иванович Уксусов, который терпеть не может несправедливости и великолепно двигается. Деммени считал, что он самый удобный и самая яркая кукла для ребенка. Поэтому масса открытий была сделана именно с этой куклой.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие принципы работы Евгения Деммени с коллективом, со зрителями, с игрушкой и сейчас его преемники используют в своей работе?

Фаина Костина, народная артистка России: Он все делал на собственном примере. Не был демагогом, никогда никого не заставлял. Евгений Сергеевич научил любить зрителя. Эта любовь живет сегодня в нашем театре.