АННА СМИРНОВА, корреспондент:

У Гатчинского дворца было много владельцев — от фаворита Екатерины Второй графа Орлова до императора Александра Третьего. И при каждом из владельцев резиденция перестраивалась. Сегодня это более 50 помещений с воссозданными интерьерами. В этом году их стало ещё больше.

Для посетителей стали доступны Овальная и Предцерковная комнаты, а также сама домовая церковь. К долгожданной реставрации приступили в 2018 году.

АЛЕКСЕЙ ШМИТОВ, специалист Экспозиционно-выставочного отдела Гатчинского дворца

Предцерковная комната, как и овальная, была утрачена в годы войны. Это были страшные разрушения. В августе 1941-го буквально рядом с этими комнатами на плац упала бомба. Стены были повреждены, везде были трещины, а стена в предцерковной рухнула.

В Овальной комнате воссоздали роскошный интерьер авторства архитектора Винченцо Бренна. Цвета подбирали по акварели Эдуарда Гау. Кресла с обивкой из французских тканей удалось сделать по историческому образцу — один экземпляр уцелел.

АЛЕКСЕЙ ШМИТОВ, специалист Экспозиционно-выставочного отдела Гатчинского дворца

Помещение поражает своей изысканной красотой, оно даже напоминает беседку парковую, невесомую.

На стенах не только флоральная роспись, но и пейзажи Семёна Щедрина, они буквально впускают виды Гатчинского парка внутрь дворца. Соседнюю предцерковную комнату тоже украшают картины. До революции их было 22 , сейчас меньше, да и коллекция собрана уже другая, однако сюжеты те же, религиозные, ведь этот зал — буквально — переход от жилых помещений к домовой церкви.

ТАТЬЯНА КУСТОВА, старший научный сотрудник Гатчинского дворца, хранитель церкви:

Это единственный интерьер, который сохранился и сохранился очень хорошо. Вот эта часть дворца принадлежала институту, работавшему на оборонную промышленность. И благодаря этим людям сохранился храм.

В кессонах огромного купола — 120 херувимов, чуть ниже — яркие витражи. Сразу притягивает внимание просвет молельного зала, его размеры — более 2 метров в ширину.

ТАТЬЯНА КУСТОВА, старший научный сотрудник Гатчинского дворца, хранитель церкви:

Витражи нашего храма воссозданы по одному единственному документу, который сохранился. Это рисунок пером, выполненный Александром Фёдоровичем Перницем, который предполагалось, что будет заниматься этими витражами.

В церкви сохранилось место, где любили бывать на службах императоры: Николай Первый, а после и Александр Третий. Закрытый от посторонних глаз угол с мягким сиденьем и стенами из красного бархата отделяется от основного помещения решёткой из бронзы. Это один из элементов, который архитекторы позаимствовали из итальянского ренессанса. Зодчий Роман Кузьмин также спроектировал арочные проёмы, украсил их лепниной. Все это наполняет пространство светом и объёмом и буквально переносит нас в век 19-й.