Аниматоры, дегустация чая и «барные девушки»: инструкция по безопасности для петербуржцев и гостей города – в репортаже Натальи Медведевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И давайте продолжим тему Петра I и созданного им Петербурга. Того Петербурга, в который каждый год устремляются миллионы и миллионы туристов. Мы уже давно превысили показатель 9 млн. туристов в год. Туристов у нас в год в городе больше почти в два раза, чем самих петербуржцев. И это здорово. И вот сейчас начался очередной туристический сезон. Но Петербург – это не только открыточные виды. Это ещё и самое горячее время для мошенников, которые зарабатывают на туристах. Как остановить их? И как помочь гостям города, чтобы у них не было испорчено впечатление о нашем блистательном Санкт-Петербурге? Инструкция по безопасности. От Натальи Медведевой».

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:

«Лето, июнь. В Петербурге туристический сезон. В этом репортаже мы не будем говорить о том, как прекрасен наш город, его открыточные виды. Мы расскажем, как на туристах пытаются заработать. И чем больше в городе гостей, тем больше и тех, кто пытается это сделать».

Центр Петербурга. Туристам преграждают дорогу так называемые аниматоры. Рядом с Адмиралтейством персонажи из известных мультфильмов. На Дворцовой площади – Пётр I с Екатериной. И недалеко от них – гусарочки. Они останавливают прохожих, с улыбкой предлагают сделать пару фотографий. А после требуют заплатить. Вот так аниматоры за лето могут заработать сотни тысяч рублей. С минимальными вложениями.

По сути, всю эту деятельность можно назвать одним словом – «попрошайничество». И бороться с ним очень сложно. Еще один способ заработать на туристах – шоу и концерты на Невском проспекте. Пока одни выступают для души, другие стараются заработать. Прямым текстом говорят зрителям: хочешь шоу – плати. Причем в цене только банкноты.

Но среди артистов есть и те, кто выступает ради искусства. Они служат в театрах и ставят уличные спектакли. Так в «Комик Тресте» и появилась «Улитная рапсодия». Это большая уличная постановка. Выпрашивать деньги за работу, говорят в театре, не благородно. Но об этом многие и не задумываются. Расценивают улицу как место получения легких денег.

Так было еще в Ленинграде. На Невском проспекте орудовали карманники. Или, как еще их назвали, щипачи. Это элита воровского мира. Они работали каждый день, рискуя попасть в руки милиционеров. И зарабатывали большие деньги.

Современные щипачи зачастую работают в паре с аниматором. Пока тот отвлекает жертву, вот вытаскивает из кармана кошелек.

Невский проспект. Здесь работают чайные промоутеры. Они пристают к прохожим и навязчиво предлагают пройти на дегустацию. Наталью в прошлом году тоже пригласили на дегустацию. Первым делом стали давить на жалость. Мол, бедные студенты. Получают деньги за каждого приведенного клиента. Предложили попробовать три сорта чая. А потом озвучили цену. Женщина отказалась. Тогда попросили оплатить работу промоутеру. Но сколько прохожих готовы отдать «хотя бы сто рублей», только бы от них отстали? Так и работает этот бизнес. Люди в социальных сетях возмущаются.

Есть еще один способ заработать на туристах возможен после заката, когда на улицу выходят «барные девушки». Или, как еще их называют, консуматорши. Их год назад встретил Роман. Он предпочёл скрыть свое лицо. Рассказывает: вечером гуляли с другом, зашли в кофейню. Там к ним подсели девушки. А дальше – по классике. Провал в памяти. Роман не помнит, как оказался в другом заведении. Там практически в бессознательном состоянии он прикладывал банковскую карту, хотя ничего не заказывал.

Барных девушек и владельцев заведения ждет суд.  Заведено уголовное дело. Роман поделился своей историей, чтобы предупредить – стать жертвой аферистов проще, чем кажется. Чтобы этого не случилось, надо знать несколько простых правил. Рассказывает юрист.

ИГОРЬ ГАЛИЧЕВСКИЙ, юрист:

«Есть такое понятие, как виктимное поведение. Это когда пострадавшее лицо само провоцировало на совершение против него противоправных действий. Излишняя реакция, приветливость. Идем навстречу зазывале, вступаем  в диалог. В первую очередь здесь нужно исключить виктимное поведение. «Лицо кирпичом», мы не поддаемся на зазывание, провокации».

А если вы уже стали жертвой, например, сфотографировались с аниматором, вы можете отказаться платить за услугу, если вас не предупреждали, что она платная. В случае негатива со стороны оппонента – обратиться в полицию.

Полностью искоренить мошенничество в большом городе – невозможно. Кони из мультфильмов, живые статуи, продавцы чая, барные девушки. Прогонишь их с одного места, они появляются в другом. От встречи с ними никто не застрахован. Будьте внимательнее. Центр Петербурга – это больше, чем открыточные виды.