ВЛАДИМИР БУХИННИК:

Доброе утро! В одну из наших встреч он написал несколько слов в этом альбоме, которые останутся со мной навсегда. Сегодняшний сюжет я хочу посвятить памяти этого человека — большого художника — Вячеслава Михайловича Зайцева. Дизайнеры моего поколения считают его не просто учителем, но и тем, кто во многом создал то, что сейчас называется российской модой.

Мы познакомились в начале 90-х годов на фестивале «Таллинские дни моды», где Слава был председателем жюри, а я был студентом и участником конкурсной программы. Фестиваль собирал тогда художников всего Советского Союза. Мы имели возможность пообщаться с членами жюри, и я, воспользовавшись этим, подошёл к Маэстро и спросил о своей коллекции. Каково же было моё удивление, что он не только вспомнил меня и мои работы, а поверьте, в ходе конкурса это очень не просто, это я теперь на своем опыте понимаю, но и подробно рассказал, что понравилось, что нет, и дал несколько дельных советов.

Следующая наша встреча произошла через пару лет, когда я уже был членом жюри студенческого конкурса в Петербурге, а он, опять же, возглавлял его. Здесь мы уже встретились как коллеги, а уже через год я возглавил этот конкурс, как художественный руководитель, и приглашал Славу к нам в жюри. Наше сотрудничество был очень плодотворным. Я удивлялся, сколько внимания он уделял студенческим коллекциям, анализировал, советовал, критиковал, но никогда не оставался равнодушным.

Мы регулярно пересекались на протяжении многих лет на всевозможных профессиональных мероприятиях, и он всегда находил несколько минут, чтобы спросить о делах и сказать несколько добрых слов.

Молодой Зайцев работал с лучшими и легендарными моделями Советского Союза. Очень любил цвет, при полном отсутствии таких тканей его работы отличались яркими красками. Он и сам любил одевался броско и сочно, и сам же над этим иронизировал. Его творчество самобытно. С юности любил фольклорные мотивы, русский костюм, народный крой, вышивки, льняные и хлопковые ткани с орнаментом, отделку тесьмой, этнические головные уборы, украшения. Мечтал, чтобы всё это продавалась в обычных магазинах и было востребовано не только на Западе, но и в родной стране.

В какой-то момент он увлёкся созданием одежды из Павлово-Посадских платков и прославил их на весь мир. Несмотря на их пеструю орнаментальность, его наряды получались весьма элегантными. Он удивительно чувствовал пропорции женского тела, его скульптурную выразительность. Женщину в костюме от Зайцева отличали утонченность и изысканность. А иногда он и сам выступал моделью для своих творений.

Многогранность его талантов поражает. Помимо моды, мы знаем его как живописца, но ещё он писал стихи и прозу, а также увлекался фотографией. Слава всегда был максималистом, свободным от условностей, правил и тенденций. Он тонко чувствовал «удивительные цветосочетания» и смело их применял и на подиуме и в жизни. Если посмотреть на его работы с точки зрения сегодняшней моды, мы увидим в его коллекциях много того, что актуально и по сей день. Он любил создавать неоклассику, использовать многочисленные яркие аксессуары, расточительно большие шляпы, чёрно-белую графику, яркую клетку, цветочный принт. Белый цвет считал чистым листом, камертоном гармонии и роскоши, в котором видны и все нюансы, и мастерство художника. Красный использовал часто, и умело компоновал его с другими цветами. Его любимыми цветами, помимо перечисленных, были золотой и его многочисленные варианты, как Диор, он любил серый и бледно розовый, а верхом элегантности считал чёрный.

Слава был удивительным. Уникальный художник, человек-планета, огромная вселенная талантов. Мне посчастливилось быть с ним знакомым, наблюдать, общаться, учиться. Хочется верить, что память о нём, его творческое наследие будут жить в наших сердцах ещё долгие-долгие годы. Вот таким был для меня Слава Зайцев. Мне хотелось бы, чтобы таким он запомнился и вам.