В ближайшее десятилетие в Петербурге появится пять новых переправ. Среди них – новые мосты через Неву. А как их строили в 18 и 19 веках? Как проектируют и ремонтируют мосты и набережные? И почему для Петербурга мост – нечто большее, чем просто переправа? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И продолжим тему Невы. И поговорим о мостах через Неву. Повод очень актуальный. На этой неделе закончился очередной этап ремонта Биржевого моста. И стали известны детали строительства нового моста через Неву.

Большой Смоленский. Он соединит Фрунзенский район с Невским районом. Давно у нас, с прошлого века, не строились мосты, по сути, в исторической части города. Нет, был мост Бетанкура, были мосты ЗСД, но такой — через Неву — такого события не было с прошлого века. Можно сказать, этот мост и соединит два века Петербурга: двадцатый и двадцать первый.

Когда он будет сдан в эксплуатацию? Каким он будет? А какое значение мосты играют в жизни Петребурга? Ведь это и витрина Петербурга, по которой весь мир и узнаёт Петербург. И важнейшее со времён Петра инженерное сооружение, которое влияет на темп и ритм жизни города. Попробуйте, перекройте хоть один мост через Неву в час-пик. Полгорода встанет в пробки. А иногда мосты и соединяют судьбы людей, живущих в этом городе. И это всё — мир Петербургских мостов. Об этом — в репортаже Антона Цумана».

Количество мостов в Петербурге и его пригородах преодолело цифру в 800. И в ближайшие четверть века их должно стать ещё как минимум на 3 больше. Один из них планируют открыть уже к 2028 году.

Вот так в представлении авторов проекта и будет выглядеть новая переправа. Почти полкилометра в длину и 38 метров в ширину. Причём это первый за полвека новый разводной мост через Неву. Появление которого именно в этом месте предполагалось еще генеральным планом 1935 года. Но мосты в Петербурге это не просто способ добраться с одного берега на другой. Есть мосты-символы, например, львиный. Есть мосты, как будто списанные со страниц старинных любовных романов — романтические. Мосты утончённого стиля модерн, Петербурга  же молодые и современные вантовые мосты в стиле хай-тек.

То есть мосты настолько глубоко вписывались в городскую среду Петербурга, что представить его без них просто невозможно. Да, мост это красиво. Но эту красоту необходимо содержать и ремонтировать. Причём стараются завершить все работы задолго до навигации. Например, вот так ещё месяц назад кипела работа на Мало-Калинкином мосту. А сегодня он блестит свежей краской оград, согласованного с Комитетом охраны памятников оттенка. Но не менее трудоёмкой задачей была замена заполнений между гранитными плитами. Этих, казалось бы, простых швов, для которых подбирался специальный цементный состав.

Любой ремонт моста или прилегающей к нему набережной уже можно назвать путешествием в историю. Вот, казалось, рутинные работы между Поцелуевым и Краснофлотским мостами. И здесь в вынутом из земли грунте можно обнаружить следы Петербурга первых десятилетий со дня основания.

Материал — ствол лиственницы, середина 18 века. Их поставили здесь в то время, когда набережная Мойки была деревянной. Они держали те гранитные плиты, по которым ходили и Пушкин в 19-м и Блок в 20-м веке. В условиях современного мегаполиса с оживлённым трафиком в этом районе на смену дереву пришёл металл и бетон. Но это касается только конструкций. Исторический облик работы никак не затронут.

Ремонт — ещё один повод взглянуть на мост с той точки, с которой на него посмотрит далеко не каждый турист или житель города. И вот испытание, с которым справится только любопытный петербургский следопыт — попытаться угадать мост по виду из-под моста. Вот, например, какому мосту принадлежат эти протяжённые кирпичные своды? Какому эти крепко пригнанные металлические тюбинги? А какой при реконструкции получил вот такие бетонные пролёты?

Но даже если мы каждый день будем совершать путешествие под мостами Невы, рек и каналов, многие детали могут ускользнуть от обывательского взгляда. А на них, как, например, показывает завершающийся ремонт Биржевого моста, стоит обратить внимание.

Инженер ремонтировавшей мост компании Михаил Клобертанс рассказывает — в ходе реконструкции, заменили подъёмные механизмы, что сократит время разводки-сведения до 4 минут. Провели ремонт специальных шарниров, на которые опираются крылья разводного пролёта. Но даже, казалось, изучив за время ремонта этот мост вдоль и поперёк всё равно не разгадали всех его тайн.

Действительно, многие мосты — фактически герои петербургских мифов и легенд. Грифоны банковского моста, по легенде исполняющие желания. Или поверье про забирающий души Литейный мост, при строительстве которого погибли 14 человек. Ну, а легенда про то, что смотрителями первого в городе моста через Неву были моряки, — не легенда, а вполне конкретный исторический факт.

Под руководством заведующей отделом истории мостостроения «Музея мостов» Ириной Труновой пытаемся научиться тому, что во время существования Исаакиевского наплавного моста было рутинной процедурой — вязанию морских узлов. Так как мост был плашкоутного типа, вместо опор — по сути, небольшие лодки. И разводить его приходилось очень часто.

Но технологии развивались, и первый постоянный мост через Неву стал вопросом времени, рассказывает сотрудник «Музея мостов» Елена Асташова. Вот таким его видел русский инженер Иван Кулибин. С высокой аркой, для прохода кораблей. Но для столицы морской державы необходим был мост, через который может пройти любой корабль в империи. Так к середине 19 века и возникла идея моста.

Разводной мост стал, без малого, технологическим прорывом для своего времени. И разводился он не привычным сейчас способом — крыльями вверх, — а в горизонтальной плоскости. После реконструкции 30-х годов разводной пролёт переместили в центр, но то, как разводился тот самый, первый механизм можно увидеть в немом фильме «Октябрь». Ведь мост стал участником поистине исторического события.

Эта модель из коллекции Музея мостов всего лишь на 10 лет младше самого моста. Её создавали как учебное пособие для будущих инженеров. Да, за прошедшие годы мост прошёл через две капитальные реконструкции. Из арочного стал балочным, затем уже в 21 веке частично вернул исторический облик. Но по прежнему его опоры стоят на тех же сваях, которые были вбиты в дно Невы в 1843 году.

И сколько веков существует Петербург — столько же веков в нём строили мосты. Эта работа продолжается и сегодня. Проектный отдел. Институт Гипростроймост, который за полвека спроектировал сотни мостов в России и за рубежом. Большой Обуховский мост в Петербурге, Крымский Мост в Керченском проливе. Здесь же совсем недавно завершилась над проектом будущего Большого Смоленского моста.

Технический директор института Игорь Колюшев рассказывает: среди всех осуществлённых им проектов — этот может назвать самым любимым. Потому что в его облике можно найти отголосок чуть ли не каждого моста Петербурга. И арочный стиль модерна, и лаконичность советского функционализма. И романтику разводных пролётов. Всё это — на основе современных технологий и создаёт истинно Петербургский мост 21 века.

И все эти истории дают понять: Петербург без мостов — не Петербург. И не только потому, что наш город — город рек и каналов. Мосты — визитная карточка, по которой Петербург узнают во всём мире. Стиль и ритм мегаполиса. Вдохновение, творчество, жизнь. Ведь мосты Петербурга порой соединяют не только берега, но ещё и судьбы.