Андрей Смирнов, ведущий:

Вторая половина XVIII века вошла в историю нашей страны как эпоха Русского просвещения. На престоле — просвещённая императрица Екатерина II, а её окружение не менее просвещённые люди. Среди них был и выдающийся поэт и не менее выдающийся государственный деятель Гаврла Романович Державин. Он, в свою очередь, дружил с настоящим русским гением, русским Леонардо, как его называли, архитектором Николаем Львовым. Именно Львов построил по заказу своего друга эту знаменитую усадьбу Державина на берегу реки Фонтанки.
Сергей Михайлович, наш визит к вам сюда в Музей-усадьбу Державина обусловлен сразу огромным количеством, как журналисты говорят, информационных поводов, историки говорят юбилейных исторических дат. Во-первых, у двух людей — ярчайших, на мой взгляд, представителей эпохи Русского просвещения — Державина и Львова юбилеи в этом году с разницей в 10 лет. Дальше — вашему музею здесь, Музею-усадьбе Державина 20 лет в этом году. Ну и в принципе Петербург отмечает 320 лет. Сколько поводов.

Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина:

Поводов достаточно много. И, кстати, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга 20 лет назад, 28 мая открылся наш музей. И называется он «Музей-усадьба Державина». А экспозиция, по которой мы с вами сейчас пройдём, по этому дому, она называется «Музей Державина и русской словесности его времени», потому что мы Державина воспринимаем в контексте взаимоотношений с писателями, поэтами его времени. И, конечно, мы понимаем, что взлёт державинской поэзии, так же как и взлёт самого Державина, по карьерной лестнице связан с одним замечательным событием. Мы стоим у портрета императрицы Екатерины II. И одно из своих произведений Державин заканчивает такими словами:
«Как солнце, как луну поставлю
Твой образ будущим векам;
Превознесу тебя, прославлю;
Тобой бессмертен буду сам.»

Андрей Смирнов, ведущий:

Если мы говорим в принципе о Державине, архитекторе Львове — вопрос, который, наверно, нельзя не задать — как они познакомились? Они же били в жизни лучшими друзьями, насколько я понимаю.

Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина:

Да. Они познакомились именно на ниве литературы. Они даже объединились в львовско-державинский кружок, так он назывался, и очень стали близкими друзьями. А потом, кода умерла первая жена Державина, то Гаврила Романович женился на родной сестре жены Николая Александровича Львова. Таким образом, они уже породнились. После долгих лет общения, и более того, когда Львов умер, довольно рано, остались его дети.

Андрей Смирнов, ведущий:

Три дочки у него, по-моему было.

Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина:

Его дети жили здесь, в этом доме.

Андрей Смирнов, ведущий:

То есть Державин их принял к себе как племянниц уже и воспитывал.

Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина:

И не только воспитывал. Он диктовал, каждой из этих племянниц диктовал объяснение своих сочинений.
А вот, так называемая, соломенная гостиная. Почему соломенная гостиная? Потому что Львов изобрёл технику, в которой выполнена комната. Она очень простая. Это всего навсего солома, по которой вышивала его жена Марья Алексеевна с крепостными девушками. Вышивала вот эти цветочки, птичек шерстью. И это были удивительно оригинальные обои. Они были в моде в XVIII веке. И Львов сначала у себя в имении всё это сделал, в Тверской губернии, и затем предложил Державину оформить вот эту центральную комнату первого этажа его Дворца, подобного рода обоями. Обои стали вышивать. Делали это очень долго. И поэтому мы знаем точно, что были высказаны претензии женой Державина жене Львова.

Андрей Смирнов, ведущий:

Слишком долго делали?

Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина:

Слишком долго делали. И так далее, так далее. Это было уже в более позднюю эпоху. Уже после того как познакомились.

Андрей Смирнов, ведущий:

Оказались мы в, пожалуй, самом знаменитом зале Музея-усадьбы Державина.

Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина:

Знаменитый зал. При Державине, когда он был построен этот зал, назывался «танцевальным» залом. Но все мы его знаем под другим названием, а именно «Зал заседаний, беседы любителей российского слова». И в этом зале, который Державин любезно предоставил для этих литературных собраний, собирались выдающиеся русские писатели и поэты, читали здесь свои стихи. Результаты были различные. Иван Андреевич Крылов, поскольку часто не находил здесь каких-то общих точек зрения, соприкосновения, он однажды, сидя в этом кресле, прочёл басню, которую он написал. Басня была очень интересная и заканчивалась словами:
«А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь.»
Басня называлась «Квартет». Но квартет — это тоже 4 человека. И многие члены беседы восприняли, в 4 разряда, что это пародия на эту беседу. Обиделись. И они даже не приходили.

Андрей Смирнов, ведущий:

Сергей Михайлович, продолжаем путешествовать по Музею-усадьбе Державина. Теперь перемещаемся в ещё одно такое заповедное место этого особняка — домашний театр Державина.

Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина:

В этом театре играли в основном его племянники, племянницы, дочери, сыновья Львова, Капниста. Но приходили и профессиональные актёры, которые были друзьями Державина. Но самым большим другом Державина был Иван Афанасьевич Дмитриевский — великолепный актёр и, как бы сегодня сказали, организатор театрального дела. Зал маленький. Возник он по очень смешному по поводу. Державин в конце жизни начал писать пьесы, но если стихи он писал гениальные, то пьесы его блеском не отличались. И поэтому его друг Иван Афанасьевич Дмитриевский оказался в очень сложной ситуации. С одной стороны, он заведовал императорской сценой. И Державин просил его, чтобы, говоря современным языком, он «пробил» постановку его пьес на императорской сцене. Но он придумал вот какую историю. Он сказал Державину: «Гаврила Романович, у тебя такой прекрасный дворец. И не хватает здесь домашнего театра. Построил бы ты театр». Декорации, которые здесь стояли, стояли бы всегда. Костюмов здесь была масса. «Ой, спасибо» — сказал Гаврила Романович своему другу, и начал строить театр. Вот этот театр по идее Державин хотел сделать таким миниатюрным вариантом Эрмитажного театра.

Андрей Смирнов, ведущий:

Сергей Михайлович, вам надо организовать новый проект в вашем замечательном музее — сделать державинские вечера.

Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина:

Это очень хорошая идея. Можем вместе об этом подумать. И транслировать их…

Андрей Смирнов, ведущий:

… на телеканале «Санкт—Петербург».
Тот самый знаменитый кабинет. Он же с каким-то секретом.

Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина:

Просто отсутствуют двери здесь. Как мы сюда попали непонятно, как выйти тоже непонятно. Шкаф с одной стороны, шкаф с другой. От Державина сохранился стол, кресло. Кстати, Державин придумал, что на столе, он может сидеть за столом — писать сидя, а ведь можно и не садиться, можно работать стоя. Поэтому, видите, вот эта часть стола, она может подниматься. Образуется конторка и можно стоя здесь писать свои сочинения. Хотя Державин, как и Пушкин, нередко любит прилечь на диван, и что-нибудь на диване изобразить.

Андрей Смирнов, ведущий:

А правда, что вот этот знаменитый диван, его дизайн тоже сам Державин придумал?

Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина:

Да, его придумал Державин. Сразу скажу, что это копия, диван не сохранился, но он ведь является одновременно ещё и архивов. При жизни Державина на каждой полочке была бумажка, на которой было написано, что там хранится. А Державин очень любил вот эту карту — она называется «Река времён». И действительно — вода течёт, глядя на неё, на эту карту, Державин любил разглядывать её фрагменты, здесь написаны имена и даты каких-то великих исторических событий, знаменитых людей. В начале XIX века, когда появилась эта карта, она была очень популярна. И вот глядя на эту карту, Державин на доске написал 8 строк своего последнего стихотворения:
«Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.»

Андрей Смирнов, ведущий:

Сергей Михайлович, оказались в саду знаменитом Музея-усадьбы Державина. Правда это или нет, то что у Державина не было денег, чтобы этот сад создавать?

Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина:

Огромный участок от Фонтанки до 1-ой роты принадлежал Державину. И, конечно, же выйдя однажды на балкон этого дома, жена Державина стала своего мужа ругать. Когда жёны с мужьями разговаривают, обычно тема денег часто возникает, но она тоже сказала, что огромный массив, могли бы сделать здесь такой сад, так было бы хорошо — нет денег. На что Державин загадочно сказал: «Музы дадут нам денег». Державин-то знал, что он говорил, поскольку в типографии уже лежал сборник его анакреантических песен. Он выдержал несколько изданий, он принёс не только славу Державину, как лирику, а как переводчику анакреона. Он принёс ещё немало денег. Действительно парк был создан по всем правилам садово-паркового искусства конца XVIII столетия, которым так блестяще владел Львов. И надо сказать, что сегодня мы любуемся им, и очень рады, что нам удалось это восстановить.